Георгий Штиль: "Между мной и Высоцким произошла драка"
В этом году знаменитому БДТ – 105 лет. Народный артист России Георгий Штиль в культовом театре служит 63-й сезон. Артист рассказал о корифеях знаменитой сцены и известных коллегах по съемочной площадке.
-Георгий Антонович, в этом году БДТ отмечает большую дату. Как живет сегодня легендарный театр?
– БДТ сейчас живет очень хорошо. Спектакли идут с полными залами. Аншлаги. Не понимаю, почему придирались к нашему режиссеру Андрею Могучему. Нам повезло, что он пришел в нтеатр, где много актеров высочайшего класса и такие два «паровоза», как Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. И молодежи у нас полно талантливой, что всегда приветствовал Гога Товстоногов.
– Получается, что со времен Товстоногова Могучий – лучший режиссер?
– Вам любой артист нашего театра скажет, что Андрей очень изобретателен, у него есть своя эстетика. Молодежи набрал к нам интересной. Могучий постоянно что-то новое вкладывает в каждый спектакль, он работает день и ночь.
– А каким был Кирилл Лавров?
– Лавров 17 лет был художественным руководителем в нашем театре, так вот, за эти годы Кирилл не уволил ни одного артиста. К каждому находил свой подход и каждому свое применение. Вот я вам и ответил на вопрос, каким руководителем был Лавров, а каким Кирилл был актером, все и без меня знают.
– Не все молодые актеры прижились в БДТ. К примеру, у Юрия Стоянова начался расцвет карьеры, когда он ушел из театра.
– Юра – талантливейший человек. Считаю, что он только приобрел, уйдя от нас, а театр много потерял. Я всегда с удовольствием смотрю все его работы и в кино, и в театре, когда он приезжает в Санкт-Петербург с гастролями. Помню, когда мы с БДТ выезжали на гастроли, Юра во всех городах и странах что-то снимал, потом монтировал. Не знаю, почему он был так мало занят в нашем театре. Я помню, когда Илья Олейников бедствовал. «Мне бы хоть какую-нибудь работу, могу озвучанием заниматься, могу детишек развлекать на утренниках», – говорил мне Илья. Думаю, это судьба вмешалась, чтобы Юра создал свою программу вместе с замечательным партнером Ильей Олейниковым.
– Иван Краско тоже в свое время ушел из БДТ. Считаете, его выбор был правильным?
– Конечно. У Вани с Гогой случился конфликт. Иван хотел быть больше занятым в постановках. Когда режиссер Комиссаржевки Рубен Агамирзян пригласил его к себе, Иван согласился. Мы с Ванечкой почти ровесники, и у нас всегда есть темы для разговоров. Мы же вместе пришли в БДТ. Помню, как Гога плакал от смеха, когда мы показывали сценки. Все это мы до сих пор с Ваней вспоминаем.
– А почему Татьяна Доронина ушла из БДТ?
– Ее пригласили в Москву. Не переехала бы она в Москву, не было бы МХАТа имени Горького, который она создала. Таня – лидер по своему складу характера. Печально, что с ней в итоге так поступили, лишив руководства в ее же детище. Я хорошо знал Танину маму Анну Ивановну, она работала в нашем театре билетером, очень симпатичная и эрудированная женщина. Они с дочерью похожи, с ними всегда было о чем поговорить. Таня с Олежиком Басилашвили были прекрасной парой, они обожали друг друга, но потом развелись, сохранив хорошие отношения. Наверное, сложно ужиться двум таким талантам в одном доме. Насколько мне известно, Олег всегда поддерживал Доронину, даже когда она уже не была его женой. Олегу повезло с женщинами, нынешняя жена Олега – Галя, с которой он уже 60 лет живет замечательный человек. Ее знает весь город как прекрасного журналиста. У Галины Мшанской была своя программа на телевидении, она называлась «Царская ложа».
– Вы ведь играли в знаменитом спектакле «История лошади» с Евгением Лебедевым. Мне рассказывали, что вы якобы чуть не убили Лебедева на сцене. Как это получилось?
– Это была совершеннейшая случайность, которая могла обернуться большой трагедией. В спектакле я играл конюха, а Евгений Александрович – Холстомера. По сценарию в финале постановки конюх забивает Холстомера. Свет по нечаянности выключили на секунду раньше, я рубанул тесаком и попал Евгению Александровичу меж бровей... Хорошо, что не в глаз. Кровищи было – не остановить. Пришел я в больницу к Лебедеву – и уж не знаю, кого из нас надо было больше успокаивать. Евгений Александрович терпеливо и с пониманием снес эту травму, а я себя винил и плакал.
– Вы вместе с Владимиром Высоцким снимались в фильме «Интервенция». А как сло-жились ваши отношения в жизни?
– Замечательно! Но сначала между мной и Высоцким произошла ссора, даже драка. Я как-то приехал в Москву и решил сходить в Театр на Таганке на спектакль «Добрый человек из Сезуана». В театр немного опоздал. В фойе стояли два парня: один – с гитарой, другой – с аккордеоном.
– Ну что же вы опаздываете, – говорит тот, который с гитарой. Я объяснил, что из Ленинграда ехал.
– А-а-а, понятно, ленинградец, – ответил он.
Я вспылил и схватил его за шею, закричав, что буду давить москвичей.
– Эй, эй, потише, я же пошутил, – сказал мне обидчик, освобождая свою шею от моей руки.
Я прошел в зал. Смотрю спектакль. И вдруг на сцене появляются эти двое, что в фойе мне встретились. Тот, который с гитарой – Высоцкий, а с аккордеоном – Золотухин. Проходит некое время, приглашает меня Геннадий Полока в свой фильм «Интервенция». Смотрю: идет Высоцкий. «Привет, Жора», – сказал Володя и подал мне руку. С тех пор мы общались с Володей до его ухода. Помню, сидели в ресторане, а за соседним столиком кто-то, глядя на нас, сказал нелицеприятное об актерах. Ох как мы вспылили! Вскочили оба и кинулись в драку, таких им тумаков отвесили, что мало не показалось. Но уладилось, к счастью, все. Выпили потом с той компанией мировую. Мы оба были взрывные, но отходчивые.
– В этом году сериалу «Улицы разбитых фонарей», в котором вы снимались, 25 лет. Чем запомнились эти съемки?
– Команда актеров была замеча- тельная! Но, если честно, мне больше всего нравилась «Убойная сила», где мы играли вместе с Андреем Фе-дорцовым, Женей Ганелиным, Костей Хабенским. Театр Ленсовета много потерял, когда Миша Трухин и Костя уехали в Москву. Мы все по сей день хорошо общаемся, я дружу с Женей Ганелиным, который играл майора Жору Любимова. Женя – шикарный актер. Помню, как один режиссер, коих там было много, талантливых и не очень, оскорбил меня, так все ребята горой за меня встали. Мне было приятно, что работаю с порядочными и справед- ливыми людьми.
Мариана САИД ШАХ