Александр Стефанович увел девушку у лучшего друга!
Прошлым летом не стало режиссёра, сценариста и просто талантливого человека Александра Стефановича. Смерть Стефановича стала загадкой даже для людей, которые его близко знали. Энергичный, подтянутый, общительный Стефанович о своей болезни не оповестил даже самых близких друзей, что потянуло за собой шлейф слухов о таинственности этого скоропостижного ухода. Сразу же о себе заявили «последние возлюбленные» этого состоятельного человека и многочисленные родственники. У Стефановича нашлись и внебрачные дети, о которых режиссер никому при жизни почему-то не рассказывал. Где правда, а где вымысел? Теперь в этом сложно разобраться. Свет на частную жизнь Стефановича пролил сосед и близкий друг покойного - продюсер Владимир Пригожин.
Мы сидим на Патриарших прудах, в уютной кухне Владимира Пригожина и пьём вкусный кофе, сваренный гостеприимным хозяином квартиры. В этом уютном гнёздышке любил бывать Стефанович, который часто навещал своего друга.
- Владимир, как вы познакомились с Александром Борисовичем?
- В конце 80-х я был женат на норвежке. Возвращался как-то на поезде от своей супруги из Норвегии в Москву, ехал через Швецию. В вагоне познакомились с интересным мужчиной, которым оказался Саша Стефанович. Он зашёл в поезд в районе Стокгольма. Саша оказался невероятно интересным рассказчиком. Мы стояли с ним и курили у окошка, болтали, мило проводим время, так и познакомились. Уже через две недели после нашего знакомства он мне, молодому режиссёру, вчерашнему выпускнику Высших режиссёрских курсов, поручил съёмки клипа в павильоне «Мосфильма» с группой «Машина времени». Песня была посвящена рождению на планете пятимиллиардного ребенка. Этому событию посвятили телевизионный фестиваль, презентующий клипы от разных стран. От Советского союза был делегирован Макаревич со своей группой. Это было распоряжением главы МИДа СССР — Андрея Громыко, который решил, что от нашей страны выступит «Машина времени», как наиболее заметный творческий коллектив. Для меня этот момент был ответственный.
– Вова, там ничего особенного, - сказал мне Саша, — подрегулируй, покомандуй этими съёмками, а мне надо срочно ехать во Францию. С Макаревичем он давно был знаком, а я помню, как ходил на первые его концерты в МИСи. Мы сработались с музыкантами. Я командовал съёмкой как режиссёр-постановщик. В итоге «Машина времени» приняла участие в этом телевизионном фестивале, а мы с Александром продолжили придумывать разные истории для кино.
- Саша бывал у меня здесь часто, — продолжает свой рассказ Владимир, разливая по чашкам свой фирменно–сваренный ароматный кофе. – Но особенно ему нравилось отмечать в нашем обществе Новый год, который совпадает с моим днём рождения. Поэтому мои друзья собираются у меня с 31-го числа. Они приходят меня поздравить, встретить Новый год и отведать вкусных блюд. Я отодвигаю мебель, ставлю ёлку и у меня здесь становится приятно и красиво. Саша приходил ко мне с кем-то или без кого-то... Он мне любил дарить галстуки, часто дарил книги, иногда приносил изысканный алкоголь. Заходил, здоровался и сразу становился своим, потому что он - обаятельнейший, умнейший, человек, большой интеллектуал. Как-то, незадолго до своего ухода, он заскочил ко мне. В это время у меня сидел журналист, который рассказывал истории об известном олигархе, который был для многих кумиром. Саша высказал негативное мнение об этой персоне. Между журналистом и Александром произошёл конфликт, которого не было на моей памяти ни–ког-да. Обычно Стефанович любую компанию объединял своей харизмой, своим обаянием и своим складным образом мыслей.
Саша мог говорить без остановки на разные темы, захватывая внимание всей компании, любой аудитории. При этом он картавил, но это ему придавало шарма. Он часто приглашал к себе на тусовки с культурными людьми. У него в квартире собирались знаменитые музыканты, композиторы, художники, рестораторы. Время от времени у него появлялись девушки.
- Владимир, он Вам, как лучшему другу, представлял официально своих избранниц?
- Не было такой необходимости. Это был светский блеск его персоны и его жизни. Поэтому откровения некоторых барышень, заявляющих претензии на особенные отношения со Стефановичем, меня смутили. У него были друзья Саша Бородулин и Алексей Вейцлер. Бородулин владел модельными агенствами, а Алексей был главным редактором известного глянцевого журнала, аналога американского «Плейбоя». Стефанович принимал участие в работе этих ребят, как творческий идеолог. Все были довольны, счастливы и восхищались друг другом. Александр не был приверженцем какого-то определённого типа женской красоты, он реагировал на самых разных женщин, но в его избраннице должна была присутствовать сексапильность. Однажды мы с ним поссорились из-за подружки. Несколько лет назад была у меня девушка, она приехала из провинции. Перед Новым годом я пригласил её к себе в гости. Появляется Саша и начинает с ней заигрывать. Сначала он пригласил её на какие-то мероприятия на «Мосфильме», потом начал ей что-то дарить. Он был достаточно настойчив в своих ухаживаниях. И в итоге её захомутал. Я на него из-за этого даже обиделся. Некоторое время мы не общались. Но потом мы с ним восстановили отношения.
- Александр вам рассказывал, что у него есть дети?
- Никогда и ничего! Ни в 90–е, ни в нулевые годы никаких рассказов про законнорожденных, внебрачных, маленьких или больших детях не было. Также в его разговорах абсолютно не упоминались какие-то родственники, тем более которые могли бы претендовать на его наследство. Надо учитывать, что при всей своей открытости Саша был достаточно закрытым человеком. Например, он не разговаривал с друзьями о своём прошлом, не поднимал тему бывших жён. В интервью он это допускал, а в повседневной жизни мы разговаривали о настоящем, его интересовали перспективы, какие -то новые проекты, увлечения, а не прошлые дела и отношения. Он мудро жил, шёл вперёд.
- Всегда к его имени применили приставку бывшего мужа Аллы Пугачёвой, это его задевало?
- Самого Стефановича это сильно никогда не напрягало. Но по мнению тех, кто его знал это искажало представление об этом выдающемся деятеле культуры, коим Александр являлся.
- Наследство действительно большое?
- Особенно я никогда не интересовался его недвижимостью. Но знаю, что у него есть квартира, здесь в Спиридоньевском переулке, здесь же на Патриках, на Малом Патриаршем переулке у него была мастерская. Но и пару квартир, по-моему, он имел во Франции, на Лазурке. В Подмосковье на Истре у него была шикарная дача, мы туда приезжали и жили там, когда ещё мой сын был маленьким. Это был киношный анклав, где жили знаменитости кинематографа. Там у нас тоже был когда-то участок, принадлежащий нашей семье, но мы его продали. Домик у Саши был скромный, но достаточно вместительный. А участок - шикарный, он располагался прямо на берегу Истры. Мы там всё время делали шашлыки, когда приезжали. Он сам не готовил. Ездили мы к нему в гости лет двадцать! Всё это продолжалось с конца девяностых до середины нулевых. А потом он продал этот дом. И всем рассказал, что купил себе новый участок, построил там домик. На участке у него было маленькое озерцо рыба в нём водилась. Он туда всех активно приглашал. Но там у него никто из нашей тусовки не был. Этот дом гораздо дольше по расстоянию от Москвы, мы туда так и не доехали, Он мне присылал оттуда всякие фотографии. Виды были фантастические! Одна или две подруги, с которыми я его знакомил, туда ездили, им там понравилось. Судя по всему, у него была там какая-то помощница по хозяйству, которая потом представлялась его гражданской женой, но я её не припоминаю ни на одной нашей тусовке. Впервые увидел эту девушку по телевизору.
- Как вы узнали, что вашего друга больше нет?
- Из новостей, как и почти все его друзья. Мы передавали эту страшную новость друг другу. Всё это совершенно на него не похоже. Он всегда был бодрым, энергичным, эффективным. Саша постоянно был за рулём, много путешествовал на автомобиле и меня звал с собой. Мы никогда не замечали его больным, не видели даже простывшим. Никто не осознавал, что ему было уже далеко за семьдесят. Сам он не обращал внимание на свой возраст. Народ, который собирался у меня, интересовался, что делает Стефанович, чтобы быть подтянутым всегда? Но никаких секретов особых у него не было, диет он не соблюдал. Он просто жил в движении, любил жизнь! Питался хорошо, выпивал в меру, пьяным не был никогда. Про коронавирус, от которого он умер по официальной версии, он ничего не говорил. Переписка наша в известном мессенджере закончилась пятого июля, а тринадцатого числа его не стало. Поэтому для меня загадка, что произошло за ту неделю, пока мы с ним не виделись. Не знаю, кто его начал окучивать, лечить? К нему приезжали какие-то специальные кислородные «Скорые», он не хотел ехать в больницу. Но это тоже я узнал из новостных лент. Если ему действительно было плохо, он мог бы позвонить, как своему близкому соседу, товарищу, в котором не сомневался и сообщить, что ему нужна помощь.
- "Мне плохо, Вова", - Саша мог бы так сказать. Тем более он знал, что у меня есть связи в медицине. Я бы добежал до него за три минуты: мы живём в двадцати шагах друг от друга. Но от него не было никаких звонков. Этот мгновенный уход без каких-то сигналов от Саши стал очень непонятным, мрачным событием для нас для всех. Шок!
Мариана Саид Шах