Виктория Лазич: Галина Брежнева считала Раису Горбачеву лицемеркой
Этой осенью вновь вспомнят «дорогого Леонида Ильича» в связи с годовщиной со дня его смерти. Приятельница семьи генсека актриса Виктория Лазич рассказала «Prozvezd», как складывались отношения кремлевской принцессы Галины Брежневой и любимой жены первого президента СССР Раисы Горбачевой.
СПРАВКА «Prozvezd»
Вика Лазич вошла в советский и кремлевский бомонд благодаря своей маме, ее называли «профессиональной гадалкой». Среди ее клиентов было и окружение Брежнева. Брежнев был склонен к мистицизму и суеверен. Ходил слух, что у Брежнева был кот-прорицатель, подаренный генсеку далай-ламой. На даче в Заречье, где боль- шую часть года проживал Лео- нид Ильич с семьей, Ламе – так назвали кота в честь далай-ламы – отвели целую комнату. Брежнев питал слабость к экстрасенсам, хоть и не столь фанатично, как позже Ельцин, давший отмашку на создание целого отдела экстрасенсов в КГБ.
– Первые годы после смерти Брежнева казалось, что все останется по-прежнему. Андропов сказал, что никто пальцем не тронет семью Леонида Ильича. А с приходом к власти Горбачева как-то произошел случай, который проложил пропасть между двумя «первыми леди»: бывшей и новой, – рассказывает Виктория Лазич. – Так вышло: заш- ли в лифт дома на Кутузовском, где была квартира Брежнева, Галина Брежнева и Раиса Горбачева. Ликующая от самой себя молодая Раиса Максимовна с улыбочкой и ужимкой: «Какой этаж?» Галина посмотрела на нее и грубо отрезала: мол, чего ты тут комедию-то ломаешь, всё прекрасно знаешь. Горбачеву перекосило... Галина Брежнева была прямолинейной. Она сама не лицемерила и не терпела фальшь. Она увидела, что Раиса ломает спектакль, ее это возмутило, и она дала отпор. Галина понимала: когда отец был у власти, они все перед ним на цыпочках ходили, и Горбачева перед ней всегда заискивала: «Здравствуйте, Галина Ле- онидовна, как вы себя чувствуете?» А тут ни здрасьте, ни по имени, а с подковыркой: «Какой этаж?» Дескать, я не знаю, где вы живете и кто вы вообще. Галина рассказывала об этом эпизоде: мол, представляешь, такая сука... Мол, «как будто они не ходили с Мишкой перед папой, спину не гнули, когда его Андропов привел?!»
– Может, Раиса Горбачева реально не знала номер этажа и потому спросила? – уточняю.
– Всё она прекрасно знала! Этот этаж был даже выделен, потому что в квартире Брежнева были выше потолки, чем в тех, что над и под ней. И семьи политбюро всё знали. Галина верно раскусила желание Раисы ее унизить. При жизни Брежнева Раиса неискренне относилась к Галине. А потом ей не хватило такта не показывать свое достигнутое превосходство. Поговаривали, она хотела бы, чтобы «рыбка была у нее на поклоне», но это было не в характере высокомерной и жесткой дочки Брежнева. До смерти Брежнева она разговаривала с Раисой Горбачевой в уничижительной форме. Рассказывали, однажды, когда на вечере жен политиков молодая Раиса, подойдя и к Брежневым, звала всех танцевать, Галя словно отве- сила пощечину: «Я с мамой разговариваю». Раиса Максимовна всё терпела. Но случай в лифте, видимо, поставил точку в ее сомнениях, как обойтись с семьей генсека. Галина ответила грубо, показав, что заигрывать с ней не собирается и при ее власти. Это ста- ло спусковым крючком... Дальше быстро активизировались гонения на семью Брежнева. Вдову Викторию Петровну выперли с госдачи за 24 часа.
Мы с Андреем Брежневым, ее внуком, ездили к ней на Кутузовский. Кормили, привозили ей творожок. Она была по сути брошенной. Андрея Брежнева, внука Леони- да Ильича, выгнали с работы во Внешторге. Галина Брежнева работала в ВПН начальником отдела. И ее попросили «на выход» без объективных причин. Лишилась работы и внучка Брежнева Викуся. И другой внук, тезка Брежнева, пострадал – учился на химфаке, считался хорошим специалистом, но ему не дали делать карьеру, он был вынужден уехать из Москвы и осесть в глубинке... Юрия Чурбанова, зятя Брежнева, отправили в тюрьму: был чиновником, а стал просто зэк. Это был разгром семьи. И я вижу за этими гонениями перст Раисы Максимовны, главной советчицы мужа. Это месть за свое унижение: «Мое время пришло, и я ноги о вас вытру».
– А если бы Галина Брежнева вела себя не грубо с Горбачевой – ее бы оставили в покое?
– Это была бы не Галина. Она никогда ни перед кем не унижалась. За что ее и уважали. Прямая, искренняя. И делала то, что считала нужным. А, собственно, перед кем ей было унижаться, если ее папа был «царь СССР»? А Горбачевых она не восприняла как новых царей. Она считала, что ее семья оскорблена, унижена и оболгана. Галина была неглупая и считала, что идет расправа над системой (чтобы никто не напоминал о прошлом).
Но Галина при всей своей прямоте оказалась все-таки слабым человеком. Не смогла пережить, отключалась от проблем выпивкой. Когда пошла вся эта вакханалия, ей хотелось забыться, уйти в астрал, ничего не видеть. И ей становилось легче от этого. Галина демонстративно плевалась в сторону коммунистов, рвавших свои партбилеты: «Вы предатели». И никто не захотел помочь в ее беде. Родственники – приемные дети Милаевы (от первого мужа), циркачи, уехали за границу. Внучка Леонида Ильича Вика не справлялась с пьющей матерью и упекла ее в психушку.