Звезды отрезают желудок ради худобы: какие гарантии дает скальпель?
В стране происходит настоящая бариатрическая революция. Не нужны уже абонементы в фитнес, походы к диетологам и психологам: 300 тысяч в кассу, стройность в массы. Столько стоит операция по спасению человека из плена жировой ткани. Хирурги отрезают полжелудка вместе с той зоной, которая вырабатывает гормон голода и вуаля – вес уходит, потому что в мини-желудок вмешается уже не таз макарон, а всего 2-3 ложки. Но все ли так сказочно? Неужели ненавистные килограммы могут и после операции превратить вашу жизнь в ад? Мы изучили истории тех, кто решился лечь под нож хирурга.
Все больше российских и мировых звезд прибегают к бариатрической хирургии. Среди них певица, актриса, солистка мюзиклов Наталья Сидорцова.
- Знаю много людей из медийной сферы: политики, артисты, которые прошли через бариатрию, почему они это скрывают, не понимаю, - недоумевает 38-летняя вокалистка, участница шоу «Голос». - Во всем мире по страховкам уже делают такие операции, они реально спасают жизнь человека. И когда слышу истории о том, что кто-то похудел на 70-80 килограмм на диете, мне становится смешно. Когда вес переходит определенную критическую точку, человек уже не может похудеть с помощью диет и спорта. После операции я похудела на 40 килограмм и очень благодарна врачам за это.
- У меня было ожирение 3 степени, без операции я никогда не смогла бы похудеть, - делится своей историей блогер-риэлтор Алина Правоторина. – В 2019 году я исполнила свою мечту, поехала отдыхать в Париж, мне очень хотелось попасть на Эйфелеву башню. В этот день была огромная очередь, уже через 20 минут стояния у меня заболела спина. Я села на ступеньки и заплакала: мне 44 года тогда было, я весила почти 170 килограмм, стоять и ходить с таким весом было невозможно. Меня стала мучать постоянная одышка, я поднималась на первый этаж и уже начинала чаще дышать, потела. В октябре 2019 года меня прооперировали, похудела на 80 килограмм в общей сложности. Сейчас мой вес устойчив - 90 килограмм. Кстати, после операции изменилась не только моя внешность, но и жизнь, я вышла замуж. Единственное ограничение – это очень маленький объем желудка, могу съесть не больше 3 ложек макарон, например (после операции желудок уменьшается примерно до 200 миллилитров, в норме он вмещает в себя 500-600 миллилитров, а у людей, страдающих ожирением, может растягиваться и до 4 литров – прим. автора).
- Желудок все равно с годами может растягиваться, даже если его ушили хирурги. Вот вы зайдите в чат бариатриков, вы там практически не найдете тех, кто имеет опыт удержания веса на цифрах первого года после операции в течении хотя бы 5 лет, - заявляет 55-летняя Анна Иванова, домохозяйка, сама прошедшая такое же лечение. – Все дело в том, что после операции никуда не девается нездоровая тяга к еде. Да, врачи говорят, что удаляют ту зону желудка, которая вырабатывает грелин – гормон голода, но все равно расстройство пищевого поведения остается. Еда как была главным способом снятия стресса, как мы привыкли заедать и запивать свои проблемы, так и после операции продолжаем это делать. Да, желудок ушили, но кто мешает есть шоколадную пасту, к примеру, которую любят бариатрики, а это очень калорийный продукт, плюс, большинство из бариатриков, с кем я общаюсь в общих чатах, начинают употреблять алкоголь в больших количествах. Если была зависимость от еды, так она поменяется на зависимость от алкоголя достаточно легко. Поэтому, на мой взгляд, самое главное перед операцией изменить мышление, работать с психологом и диетологом, чтобы тяга к еде пропала, тогда может и удастся удержать вес. Мне пока не удалось, прошло 2 года после операции, я со 150 килограмм похудела до 110 в первый год после операции. Но сейчас я вешу 125 килограмм, постепенно, но вес возвращается.
Бекхан Хациев, доктор медицинских наук, президент Российского общества бариатрических хирургов, заслуженный врач РФ:
- Бариатрическая хирургия – это не дань моде на стройную фигуру, это операции, которые спасают жизнь. Есть исследование о том, что при ожирении 3 степени только у 3% пациентов получается похудеть с помощью коррекции питания и спорта. Довольно часто ожирение 3 степени сочетается с сахарным диабетом, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, с бесплодием. Пациент годами наблюдается у десятков врачей, пьет огромное количество лекарств. А первопричина всего этого лишний вес. При этом 77% пациентов после операции полностью излечиваются от сахарного диабета 2 типа и 66% от гипертонии. В нашей стране делают такие операции платно, есть квоты на бесплатные операции, но их в прошлом году выделили всего 512, даже треть нуждающихся в оперативном лечении не охвачена и далеко не все из них могут позволить себе оплатить операцию.
Ожирение или лишний вес?
Главный критерий, на который опираются врачи – индекс массы тела. Это вес, деленный на рост в метрах в квадрате. Норма от 18,5 до 25. Избыточный вес от 25,5 до 30. Ожирение 1 степени – 30-35, ожирение 2 степени 35-40, более 40 – ожирение 3 степени. На операцию берут чаще всего пациентов с ожирением 3 степени. Если при этом есть еще и сахарный диабет, то возможно у врача-эндокринолога в поликлинике получить квоту на бесплатную бариатрическую операцию, но таких квот немного.