Муж Майи Плисецкой посвятил ей «Рождественскую сказку»
Ей нравилось, когда ее называли мадам Щедрин, а он называл себя Майяманом.
Впервые 22-летний Щедрин увидел 29-летнюю балерину Плисецкую в доме у возлюбленной Маяковского Лили Брик. «Щедрин много играл на бриковском «Бехштейне» своей музыки, которая увлекла присутствующих, – вспоминала тот вечер в мемуарах балерина. – Какая-то искра обоюдного интереса пробежала между нами, но тут же затухла».
Они не сразу влюбились друг в друга. Хотя на тот момент Плисецкая уже была в разводе с артистом балета Марисом Лиепой. Спустя три года на репетиции спектакля «Спартак» в Большом театре Щедрин, увидев ее в черном трико, влюбился. В тот же вечер он пригласил ее покататься по городу, а через полгода они поженись. Поставить штамп в паспорте было инициативой балерины. Плисецкая понимала, что ее меньше будут терзать представители власти, которые устроили за ней настоящую слежку, поскольку она часто выезжала за рубеж. К тому же, путешествуя с Щедриным на машине по России, по советским правилам они, как не расписанные, не могли останавливаться в одном гостиничном номере. Из-за этого порой ночевали в машине. Чтобы их быстрее расписали, Плисецкая подарила билеты в Большой театр сотруднице загса.
Незадолго до этого Плисецкая сделала аборт. Щедрин был против, но балерина решила, что ребенок помешает ее карьере. Позже Майя Михайловна уже не могла иметь детей.
Возглавить Союз композиторов уговорила жена
Советские власти редко выпускали Плисецкую и Щедрина вместе за границу, дабы не допустить, чтобы они остались жить в другой стране.
– Если я легко приспосабливалась к «перемене мест», то Щедрин был домоседом, – признавалась Майя Михайловна. – Жизни без Щедрина я представить себе не могла. Даже в хрустальном замке на каких-нибудь Канарских островах. Мы и тратились на телефонные разговоры каждый день-деньской. Не в шутку страдал бюджет нашего семейства от них. Но родной голос давал силы жить дальше. Сокращал, скрашивал разлуку. Родион Константинович посвящал жене балеты: «Кармен-сюита», «Конек- горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», что раздражало окружающих. Щедрина называли «балетным композитором», дескать, сочиняет балеты под диктовку своей взбалмошной примадонны, «карьеру делает». На самом деле все было как раз наоборот: это он зачастую придумывал и уговаривал супругу попробовать тот или иной его материал. Кажется, что Щедрин был в тени прожекторов шумного успеха Плисецкой. Но по его признанию, сам он никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы они столько долгих лет вместе. Однажды балерину спросили: «Как можно лечь в постель с человеком, у которого в голове всегда музыка?» На что та ответила: «Можно, можно, и совсем неплохо можно!» Однако не всё в творчестве мужа нравилось Плисецкой, иногда ей приходилось что-то и терпеть.
– Есть у Щедрина сочинения, которые я воспринимаю трудно, – призналась Плисецкая. – К примеру, «Музыкальное приношение» для органа с духовыми мне бывало мучительно дослушать до конца. А длится оно более двух часов. Лишь женина покорность удерживала меня в кресле концертного зала до последней точки финала.
Жена во всем поддерживала мужа. Именно она уговорила его дать согласие и возглавить Союз композиторов СССР, и сделала это из своих личных соображений: «Почетный пост был нужен мне для того, чтобы об меня пореже вытирали ноги, пореже ступали в душу».
Премьера новой оперы Щедрина «Рождественская сказка» должна была состояться в питерском Мариинском театре накануне Нового года, но Майя Михайловна не дожила. Вес- ной 2015 года Плисецкой не стало. Оперу композитор посвятил памяти Плисецкой.
Плисецкая написала в завещании, чтобы ее кремировали, а потом «оба наших праха соединили воедино и развеяли над Россией. Вместе, в одночасье, как и было всегда...» Сейчас прах жены хранится у 90-летнего Щедрина в одном из их общих домов за границей.