«Юрий Петрович – вы дурак!» Тайны личной жизни великого Любимова
30 сентября исполняется 105 лет со дня рождения Юрия Любимова – режиссера и вдохновителя знаменитой Таганки времен молодых Высоцкого, Золотухина, Демидовой, Смехова, Хмельницкого и Филатова. Благодаря его спектаклям «Гамлет», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сезуана», «Борис Годунов», от которых у советской цензуры плавились мозги, Таганку называли «островом свободы в несвободной стране». Юрия Петрович Любимов прожил долгую, яркую и сложную жизнь. Он был изгнан властью из своего театра и из страны, лишен гражданства. Затем вернулся, но вскоре был снова изгнан – уже актерами одряхлевшей духом Таганки. Юрий Любимов – легенда мирового уровня, но мы попросили фотографа Валерия Плотникова, который хорошо и долго знал режиссера, рассказать о нем, так сказать, с частной стороны, неизвестной большинству людей.
– Мне безумно людей везло на людей! Я довольно близко знал прекрасных творцов, лучших из лучших, каким и был Юрий Петрович, – объявил нам Валерий Плотников. – Ко мне в театральном мире действительно было очень хорошее отношение, и даже когда в 1993-м случился раздел театра на Таганке, ко мне равноуважительно и доверительно относились и та, и другая часть Таганки. Может быть и Юрий Петрович и Николай Губенко, который возглавил отколовшуюся часть труппы, понимали, что я сильно переживал из-за этого распада, но при этом был не то чтобы над схваткой, но все же я с самого начала знал, что Юрий Петрович был неправ, и честно об этом говорил. Хотя Любимову это, разумеется, было как коту против шерсти.
Но я хорошо знал его личные проявления. Бытовые. И могу сказать, что Юрий Петрович был тираном только там, где ему позволяли. Однажды я, сидя у них дома, услышал как Катя (Каталин Кунц, венгерская журналистка и переводчица 1946 года рождения, последняя жена Любимова – прим. ЖГ) ему при мне говорит: «Юрий Петрович – вы дурак». Нет, ну я, конечно, понимаю, что в семье, между мужем и женой разные бывают отношения, но я-то всё-таки для них был посторонний. А Юрий Петрович жене так примирительно» «Ну Кать, ну Кать, ну ладно». Я знал три-четыре таких пары, где дома мужик под каблуком, но со стороны вы в это никогда не поверите. Это, например, как ни странно Анатолий Собчак с Людмилой Нарусовой. Да-да. Собчак – трибун, политик, лидер, харизматик и всё такое. А дома – послушный, покладистый домашний кот. С трибуны он мог громить, а дома нашему трибуну могли запросто сказать «заткнись». Еще один пример – Мстислав Ростропович. Но он-то с нескрываемой радостью был под каблуком – там, конечно сразу было видно, что главой была Галя Вишневская. И Юрий Любимов с Катариной – тоже были ярким примером таких подкаблучных отношений.
Сейчас Валерий Плотников пишет свою вторую книгу – «Время оттепели – 2», и одну историю их своей будущей книги автор по дружбе рассказал «ЖГ».
– Юрий Петрович на правах гения и старшего товарища иногда мне говорил: «Плотников, помолчи – за умного сойдёшь!». Это была такая наша личная, приватная присказка, такая же приватная, как и история о том, как я месяца полтора работал Любимовым в театре на Таганке.
– Как это?
– А вот так! Были одно время такие обстоятельства, из-за которых Юрию Петровичу нужно было по вечерам, как раз когда в театре идёт спектакль, отлучаться из театра. Так вот в это время я и работал Любимовым. Юрий Петрович имел привычку стоять в конце прохода в зрительном зале и в темноте мигать фонариком – чтобы актёры не расслаблялись. И весь театр, разумеется, знал, что когда там в темноте мигает фонарик, значит, Петрович в театре и значит, не моги халтурить и расслабляться. А фонариком надо было не просто так беспорядочно мигать – Петрович это делал в нужных местах. И я эти нужные места знал. И поэтому когда в зрительном зале гас свет, Петрович отдавал мне этот фонарик и смывался. А я мигал. К тому времени, когда свет включался, он успевал возвратиться, взять у меня фонарик и встать на своем обычном месте как ни в чём не бывало. Я до сих пор удивляюсь, как Петрович ухитрялся пройти инкогнито мимо билетерш и вахтёров! Может, в окно выпрыгивал? Недавно, спустя уже много лет, я спросил у Вени Смехова, знали ли актеры, что в темноте с фонариком стоит не Юрий Петрович? А он изумился: «Да ладно! Не заливай! Не верю, ты шутишь!!!»