Александр Васильев рассказал, кто заменит покойных Зайцева и Юдашкина

Уход Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина стал большим ударом для российской моды. Кто может заменить ушедших дизайнеров? Историк моды Александр Васильев уверен: нынешним российским модельерам сделать это будет крайне трудно. О том, как Зайцев и Юдашкин добились успеха на Западе и почему повторить их путь сегодня практически невозможно, экс-ведущий «Модного приговора» рассказал «PROZVEZD».
-У нас в России одна тысяча профессиональных модельеров, - говорит Александр. – Большинство из них, к сожалению, долго не держатся – их Дома мод развиваются, как правило, один-два-три сезона, а дальше вянут. Из-за того, что не выдерживают конкуренции, из-за того, что у нынешних дизайнеров – недостаток знаний, материалов. Среди выдающихся модельеров я бы назвал Игоря Чапурина, Ульяну Сергиенко, Алёну Ахмадуллину, Юлию Янину и Викторию Андреянову. Это самые популярные московские создатели моды. Первые четверо часто показывали свои коллекции на Западе до санкций и СВО. В Петербурге есть тоже прекрасные мастера – Татьяна Парфенова и Татьяна Котегова. Причем Котегова стала патриархом русской моды, потому что ей уже за 80. Она самая взрослая из всех создательниц моды, которые когда-либо работали. Но Юдашкина и Зайцева им заменить будет очень непросто. Хотя надежда, безусловно, есть.
– Почему?
– Все чины даются всегда в Европе. Только участие в западных показах может определить место в мире моды. Центрами моды по-прежнему остаются Париж, Милан и Лондон. К сожалению, этот флаг не перешел ни в Москву, ни в Петербург. Надеюсь, что после окончания сегодняшней геополитической ситуации наши дизайнеры смогут вновь начать показывать свои коллекции в ведущих центрах моды. И тогда мы сможем сказать: достойные ли они продолжатели русского стиля.
- А почему именно русского? Разве они не могут работать в других?
– Западным стилем наши не смогут удивить. Победят только те дизайнеры, у которых есть хоть какой-то намек на русский стиль. Если они не будут работать в этом направлении, то точно не привлекут к себе внимания. Объясню, почему. На Западе все есть. Единственная карта, которая нравилась и в Зайцеве, и в Юдашкине – то, что один демонстрировал народные мотивы костюма, а другой – имперские. Например, Фаберже. И тот, и другой прославились русской темой. Юдашкин был более гламурным, а Зайцев – более практическим. Вячеслав Ми- хайлович создавал же и пальто для народа. Но при этом у них много параллелей – они оба идеализировали женщину. Их героиня – женщина с узкой талией, высокая, стройная, на ка- блуках. То, что к XXI веку совсем не подходит – сейчас все же в кроссовках. И тот, и другой были жертвами советского дефицита.
– Но это им сыграло в конечном итоге в плюс!
– Да. Нехватку тканей и отделок они компенсировали экспансивной роскошью декора. То, что никогда до этого на Западе не встречалось. Просто европейцам это было не нужно, потому что они не встречали дефицита. Они знают, что цветочки и стразы всегда есть в продаже. Не обязательно их сразу пришивать на одежду. А на постсоветском пространстве все это было ново. Поэтому и Юдашкин, и Зайцев увлеклись чрезмерностью оформления дизайна. И это помогло им добиться успеха на мировых подиумах.