Отар Кушанашвили: "Любовь бессмертна" Коли Баскова - антидот сумеречных времен и сумеречного состояния
Стихи и должны быть такими: упрямо напрягающимися изнутри, а снаружи - округлыми и отзывающими позолотой; а уж если они про то, что "ЛЮБОВЬ БЕССМЕРТНА", что само по себе претензия и притязание, - все чуждое с него должно соскальзывать, всякое лишнее слово - отлетать прочь. Есть в сиянии этого стиха что-то лунное: безжалостная красота.
Именно такую красоту очеловечивает НИКОЛАЙ БАСКОВ, который умеет и громоподобно, и трепетно передать чувства человека, для которого жизнь только тогда исполнена жизни, когда Человек влюблен, любит, любим.
Басков - блестящий певец в блестящей форме, а Гуцериев, так кажется со стороны, настолько силен в гносеологии, что им (плюс режиссер ТИНА БАРКАЛАЯ, плюс МАРИНА НАУМОВА, изобретатель опаляющей идеи, плюс актеры, о которых высоко выскажусь ниже, и иже с ними весь персонал) удалось, как выразился бы Набоков, создать "компендиум любовной науки".
И Коля, и Гуцериев, и Тина, и Марина и иже сделали ставку на высокопарность - и не прогадали, угадали в самую сердцевину.
Последнего Человека, боготворившего выспренность, звали Бэлла Ахмадулина; теперь и высокий штиль, и сантименты в целом все, кроме меня, Коли и пиита Гуцериева, считают чем-то непристойным.
Вот почему "Любовь бессмертна" производит оглушительный эффект чистейшей поэзии, в которой нуждаются особенно те, для кого жизнь без, как говорила толстовская галантерейная героиня, "чего-то другого, высшего" - и не жизнь вовсе, а сплошная фрустрация.
Без эквивокации: миникино это нежное, как акация, драматичное до провокации, и все это вместе, вкупе, разом, и самум сменяется легким ветерком, но в финале должен быть свет, как без света, без света никак, как без надрыва никак Лобода Света, и этот свет, он озаряет тебя.
"Любовь бессмертна" - антидот сумеречных времен и сумеречного состояния.
АЛЕКСЕЙ РОМАНОФФ И ВИКТОРИЯ КОХАНА изобрели мелодию, полную воздуха, а Гуцериев обрамил ее гимном.
РS. Напослед о том, что лично я считаю вопросом вопросов, то есть вопросом антропологическим.
Мы живем в мире греха и вырождения. В мире, которому нужно учиться противостоять.
Коллаборация Коли с юным тик-токером сиюминутно триумфальна, там огни, там ярко, там бурлеск с буффонадой, это беспроигрышные опереточные страсти, но на долгой дистанции водевиль и комикс проигрывают доподлинной страсти.
Потому что Любовь превыше всего.
Потому что Она бессмертна, как самАя жизнь.
РРS. АННА СНАТКИНА И ДМИТРИЙ ПЧЕЛА - конгениальные, в пандан содержательной интенции М.Наумовой, актеры.
Отар Кушанашвили