Отар Кушанашвили - Николаю Баскову: «Коля, наши мертвые нас не оставят в беде».
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАПЕ, ВИКТОРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ, СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.
"ВСЕ ЦВЕТЫ".
Записать и пропеть неподдельно лучезарные песни про сердечное устройство во времена, когда наблюдается сердечности лютый дефицит, - уже здорово, и Басков умеет это делать лучше других, как я умею лучше других об этих эфирных, невесомых песнях писАть, но сейчас я про другое.
У Баскова, который всегда старается, чтобы замысел был сопоставим с исполнением, если проследить, получается универсальный психологический портрет парня, не то чтобы страдающего, но очевидно тоскующего по отношениям с учащенным сердцебиением.
Эта давняя песня - часть компендиума любовной науки от Баскова.
Я знаю его слишком хорошо, чтобы подтвердить: этот парень не шутки шутит, этот парень и вправду может купить все цветы.
Было бы кому.
"НОЧЬ (АХ, ЭТА НОЧЬ)".
Попытки дать исчерпывающее определение таким огневым песенкам - занятие довольно бессмысленное.
Достаточно, кстати, самого этого определения - огневой, огнедышащий.
Все его любовные песни, если переводить их для ригористов, произрастают из пастернаковского "и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен".
Коля в этой песенке неистов, и это понятно: чай, не Бузыкин из "Осеннего марафона".
"ОДНА НА МИЛЛИОН".
"СЕРДЕЧКО, ТИШЕ!" - поет мой кореш Коля, и во мне оживает лирическая память, и я вспоминаю каждое мгновение моих любовных лихорадок, и томление, и истому, и все мои мечтания, оказавшиеся эфемерными, но о которых я нисколько не жалею, а напротив, горжусь и скучаю.
Надо быть гадюкой большой гнусности, чтобы не улыбаться во время этой песни.
"Я БУДУ РУКИ ТВОИ ЦЕЛОВАТЬ".
Людей, укоряющих Колю в том, что он чрезмерно увлекается бурлеском и бежит лирики, полной неги, истомы и воздуха, - таких людей я обозначаю просто и нещадно: "полное отсутствие всякого присутствия".
Если эта песенка суть не медитативный шедевр, эквивалентный изрядной порции живой воды, то что тогда лирика в ее нежнейшем изводе и что тогда живая вода?!
"НАТУРАЛЬНЫЙ БЛОНДИН".
"Блондин" довел критиканов Коли до мерцательной аритмии; этой песней, где он только что не пропел "я весь - дитя добра и света, я весь - свободы торжество" и прозрачно намекнул, что талантище - несокрытый двигатель его, - этой пьесой Коля показал всем язычок, еще раз обнаружив редкое чувство юмора и стигматизирова своих недоброжелателей как карикатурных завистников.
По большому счету эта песенка учит "не сливаться со стеной"; учит себялюбию, учит ценить себя и свою индивидуальность, с чем в наших краях полный швах; никакого катарсиса она не дарит, за катарсисом пройдите к Драгомыжскому, но она учит, как лихо, не глуша краски и звук, крикнуть пуристам - ригористам: "Заворачивай оглобли!".
Когда Коля поет, подразумевая "черт с вами, критиканы!": "Буду жить и куролесить!" - в этом столько же экзальтированной свободы и кататонического жизнелюбия, сколько в воплях Робби Уильямса: "F...k yоu аll!!!".
Даже РINК жмурится от удовольствия.
"ТЫ МОЕ СЧАСТЬЕ".
Про "Счастье" я бы написал, что эта песня наследует глубокой традиции эталонной поп-музыки, но он спел ее дуэтом с некоей С., а я очень сложно отношусь к бывшим своих друзей, и я не испрашивал разрешения у друга: а ну как одно упоминание С. вызовет у моего корефана асфиксию; ну ее; но песня чистая.
"СОХРАНИВ ЛЮБОВЬ (fеаt. ВАЛЕРИЯ).
Дуэты тогда благословенны, когда являют собой не просто коллаборацию под названием "бесперебойное перекрестное опыление", но когда витальны и лишь умеренно жантильны.
Эта песня спета двумя недокучливыми людьми, лирических персонажей которых необоримо и непобедимо влечет друг к другу, а потому и сама песня - не докучная.
"НУ КТО СКАЗАЛ ТЕБЕ?".
Вот еще одна из песен Коли, что существенно облегчают жизнь в гнетущих урбанистических декорациях, где всем под гнетом неприглядной жизни и впрямь начинает казаться, что "любви не бывает", что эту непроглядную тьму не победить, даже облачившись в кобЕднишнюю кофту и назвавшись ОТАРИКОМ БАСКОВЫМ.
Глаза источают слезы от непроницаемой тоски, но тут на помощь приходит Коля, избравший благую часть: биться за свет звонким голоском, от которого исходят мощнейшие сигналы: есть Любовь, дуреха, есть, не подобает нам кукситься, ни к чему эти порожние препирательства с высшими силами, они на нашей стороне, поехали кататься!
"НЕБО НА ДВОИХ".
Несомнительно утверждаю, что в эпоху торжествующего БЕЗЛЮБИЯ Н.Б. - самый (если не считать меня) переполненный (а не просто исполненный) любовью пацан.
Сколько я могу иметь мнения, для Коли жизнь без любви синонимична концу света.
Самый его вид говорит о том, что он вожделеет того помешательства, о котором поет, но он сам - предмет всеобщего помешательства, где ему найти светлую и чистую барышню, чтоб взяла и ослепила, в ту же секунду полонив?
Где, в Майами? Да там от корыстных девах не отмахаться трусами.
Но небо, которое Коля готов разделить на двоих, иногда бывает добрым.
"УЛЫБКА (Я ТЕБЕ ДАРЮ)".
Такое впечатление, что с каждой новой песней (даром что речь идет об исторически "старенькой" песенке) Н.Б. ощущает прилив новых сил, как будто, имея дело с каждой новой песней, он наново вспыхивает.
Это явление очень похоже на правду, потому что то же, ровно, происходит и со мной, и у меня - в моей сфере.
Вы же видели, КАК улыбается Коля; неулыбы говорят, что в этой улыбке повышенный уровень сахара, только что же в этом худого и неприглядного, ежели человек улыбкой рассеивает, истребляет тьму?
Ничего барочного и порочного в песне нет, парень добивается зазнобы, кудревато выражаясь.
Лишь бы зазноба не оказалась змеюкой подлейшей.
"ШАРМАНКА".
Легкая песенка, назначенная для восстановления душевного равновесия.
Равно приятно слушается и в ненастную минуту, и в благорастворение воздУхов.
Любовь кружит голову и часто вводит в изъян, но Коля - человек страстный, он, кажется, даже "обманываться рад".
Ему попадались и гарпии, и повелительницы тьмы, и просто полевые мыши и совы, но он не разуверился ни в барышнях, ни, следственно, в людях.
"Влекут ли мечты небывалые, Цветут ли цветы запоздалые", мы, что та шарманка, будем петь наши песни, исполненные сладкой истомы, песни, лишенные резонерства и критиканства, - о том, что жизнь невозможна, но невозможно прекрасна.
"ТЕБЕ ОДНОЙ".
"Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы", мы обязаны без устали искать свою Изиду, притязать на такую любовь, о которой поется в этой красивейшей песне, способной излечить и от обсессивно-компульсивного синдрома.
К моей вящей радости, Коля остается озорником даже тогда и наипаче тогда, когда от избытка чувств хочется обнять весь мир, раскрашенные в ультаяркие краски его, моей, твоей влюбленности.
"ОТПУСТИ МЕНЯ" (с ПОВАЛИЙ); "ПРАВА ЛЮБОВЬ"; "ЖИТЬ КРАСИВО".
Дуэт с Повалий - для тех, кому вЕдомо состояние "атараксия".
Песнь грустная, хоть мертвую пей.
Хороша тем, что напрочь лишена позы.
А две прочие песни - доказательство того, что Коле профессия приносит блаженное чувство парения, каковое парение - антидот старения (а именно в колином случае - эликсир, обеспечивающий омоложение).
Сам Коля, на уровне улыбки, суть противоядие от и против токсичных времен, когда каждому десятому можно ставить диагноз "сумеречное состояние".
"НИКОЛАЙ" (С НАТАЛИ).
Если Коля - улыбчивый Друид, то Натали, наша с ним подруженция, чистой воды Дульцинея, прекрасная, как стихотворение Арсения Тарковского "Титания".
Пижонства в песне хоть отбавляй, но Коле это пижонство идет, как улыбка пловчихе Юлии Ефимовой.
(Что до Натали, довольно того, что уже когда смотришь на нее - ровно живую воду пьешь).
ЭПИЛОГ.
ПАПА застал время, когда сын его начал работать талисманом на счастье у и для миллионов людей.
Во времена, когда Любовь и Человек, Добро и Человек по глупости несусветной порываются оформить разводы, Коля Басков изо всех сил пытается остановить эти бракоразводные процессы.
Зная Колю, могу вас заверить: он не бросит и не оставит попыток.
ЭПИЛОГ ПОСЛЕ ЭПИЛОГА.
Если, читая этот материал, Басков будет источать улыбку, значит, я старался не зря.
Наши глаза источают слезы, мы тоскуем по ушедшим, грустим, но ведь ПАПА и МАМА мои - они здесь, они рядом.
И ПАПА Коли тоже.
В эпоху времен с вывернутой на ноль харизмой Его харизматичный сын, как я стараюсь доказывать каждый день своим МАМЕ И ПАПЕ, что он - какой надо сын.
Коля, великий Человек спел: "Наши мертвые нас не оставят в беде", но и мы их - тоже.
Отар Кушанашвили