Ежемесячный обзор от Отара Кушанашвили: « У Вуди Аллена рожа - сама по себе уже сюжет»
ПРОЛОГ.
Мне в этом году 500 (пятьсот), у меня гуттаперчевая рожица, я занозистый старикашка, которому не нужна слава Герострата (которая, в свою очередь, жребий кастратов), а нужно, как и всем, разумение, нужно, как и вам, уважение. От природы неказистый, по природе я добрейший вахлак, враг идиотов, не боящийся даже эпических неудач, потому как каждая неудача суть урок, а ученик я славный, по части усердия я в нашей местности главный.
Начните год с автошаржа, это тоже полезно, слишком серьезное отношение к себе чревато мерцательной аритмией.
И пусть и нас не мИнет эпическая удача!
СЕРИАЛЫ
"АТЛАНТА".
ДОНАЛЬДА ГЛОВЕРА я полюбил еще по недооцененному у нас сериалу "СООБЩЕСТВО" с шутками гораздо выше качеством, чем те, на которые способен Чарли Шин: "Может, я и тупой, ребята, но я не дурак".
Гловер из ОТАРИКОВ, у которых в руках все спорится: его "Атланта" - умопомрачительная амальгама доброго юмора, нещадной сатиры, солдафонской скабрезности и щемящей меланхолии.
Блестящая работа.
Жаль, всего два сезона.
"ШУЧУ".
И еще раз про это сериал.
Непроходимо меланхолический, местами непроглядно тоскливый, временами невыносимо неприглядный.
Но ни разу не докучный.
Главное помышление - любовь убивает, но только она и спасает.
Блестящая работа ДЖИМА КЭРРИ И МИШЕЛЯ ГОНДРИ.
"БЛАГИЕ ЗНАМЕНИЯ".
Прелестный сериальчик - это вам говорит ОТАРЧИК - о том, как Ангел и Демон образуют амальгамную коллаборацию, чтобы предотвратить Конец Света.
Уровень сериала таков, что в нем даже закадровый голос принадлежит ФРЭНСИС МАКДОРМАНД, достопочтеннейшей, способной спасти любой мертвый и мертвящий фильм.
МАЙКЛ ШИН и ДЭВИД ТЭННАНТ, играющие соответственно Ангела и Демона, бесподобны: оба сильны по части аттицизма и не шибко жалуют аскезу.
Маркированные - "Добро" и "Зло" - харизматики объединяются в битве за мир, который они сами маркируют полярными знаками, - вот что делает этот сериал достопримечательным.
В кататонию вы не впадете, но несколько часов удовольствия вам гарантированы.
"ЭТО МЫ".
Гимн сентиментальности, снятый в эпоху тотального ея упадка.
Сериал для тех, кто, солидарный, смеется над классическим "бывал человеком не больше одного часа в сутки".
Понимаете, мне важно знать, что сердечных людей много, и много больше, чем угрюмых невротиков с девиациями.
Сериал смотреть - когда кругом ни зги, совсем невмоготу.
ФИЛЬМЫ
ФИЛЬМ НАВСЕГДА.
"ЗЕЛИГ" ВУДИ АЛЛЕНА.
По-настоящему эпическая удача - этот фельетон про человека-хамелеона.
У Аллена, как известно даже в Ирландии, рожа - сама по себе уже сюжет.
Но и ты светлеешь рожей, когда смотришь это великолепие со сбивающими с ног самоиронии и желчи в рассуждении идиотского устройства мира.
ФИЛЬМ НАВСЕГДА.
"НЕПРОЩЕННЫЙ".
Я обожаю КЛИНТА ИСТВУДА с того момента, когда он произнес, отвечая на вопрос, о чем он мечтает глобально: "Я хочу, чтобы все оставили друг друга в покое".
Иствуд пишет историю битвы человека за человеческое в себе неспешно, как Джанни Моранди поет баллады.
Иствуд - и это известно даже Тине Канделаки - может, способен любую историю превратить в катарсис.
"Ты убивал женщин и детей!" - "Да, я убивал женщин, детей я тоже убивал. А теперь убью тебя за то, что ты сделал с Недом".
Благими намерениями вымощена дорога в ад, но знающие люди свидетельствуют: и в аду попадаются колоритные типчики с амбивалентными представлениями о том, что такое хорошо и что не очень.
ФИЛЬМ НАВСЕГДА.
"ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КОЛЛИНВУД!".
Фильм можно и нужно смотреть хотя бы из-за ЛУИСА ГУЗМАНА - одной из самых обаятельных рож мирового кино.
Прекрасные, как петунья среди кактусов, КЛУНИ и СОДЕРБЕРГ продюсируют фильм, а ПАТРИШИА КЛАРКСОН притворяется ксантиппой, оказываясь на поверку одинокой бабой с золотым, но разбитым сердцем.
Все артисты играют с таким очевидным удовольствием, что это упоение сообщается зрителю с первых кадров и секунд.
То, как они срывают ограбление ювелира, похоже на то, как если бы кто-то из нас пустил красного петуха в собственном доме.
Творческая мысль сама себе довлеет, а уж творцы Клуни и Содерберг - превосходные.
Тьма-тьмущая искрометных моментов, разливанное море остроумия, точно Жванецкий сценарий писал.
"Коллинвуд" - vеry, vеry, vеry gооd!!!
"УБИТЬ ТРУБАЧА".
Бенефис ДОНА ЧИДЛА, замахнувшегося на эпос не про какую-нибудь фитюльку, а про самого МАЙЛЗА ДЭВИСА, короля джаза.
И не сказать, чтобы фильм был сделан на фуфу, Дон Чиддл оказал себя изобретательным режиссером, временами, правда, избыточно напыщенным.
Для того, чтобы не знать, кто такой МД и насколько он грандиозен, надо самому быть фитюлькой, страдать глухонемотой и страбизмом.
Но исстари-искони так ведется, что байопики снимать очень сложно: они должны быть многомерными.
Вот этого не хватает симпатичной зарисовке про труднопроницаемого в человеческом смысле трубача, который в фильме получился невротиком, измученным собственными фрустрациями, как Высоцкий в "Спасибо, что живой!" - наркоманом.
"ФОРМА ВОДЫ".
Вы и без меня знаете, что фильм не показан ипохондрикам непроницаемым.
Зато он исцеляет от прогрессирующего невроза.
Его магистральный тезис "любовь спасет мир" преподнесен так открыто и душевно и тонко, что подозрения, что ДЕЛЬ ТОРО есть сосланный во взрослую жизнь ребенок, подтвердились звонко.
"ДЖОН УИК"-З.
До ошеломления бесстыжий, залихватский и в последнем счете роскошный фильм.
Немыслимая траектория у карьеры КИАНУ РИВЗА: исчезает с радаров лет на сто, а потом - что твои "Backstreet Boys" брякается метеоритом и именно что ошеломляет.
Во всех трех частях все вверх тормашками, "Матрица" на амфетаминах, Содерберг под лизергиновой кислотой, если сравнивать по количеству трупов, "Игра Престолов" - романтическая комедия.
Кругом содом несусветный, а персонаж Ривза в ус не дует, ему неведома ирритация, он и звуков-то не исторгает, только пыхтит по временам, неотразимый аскет, непобедимый аскер в состоянии перманентной атарАксии, будто наглотавшийся атарактиков.
Я слышал даже, что трилогия сделалась предметом научных, представьте себе, интерпретаций.
К черту науку, когда наш парень мстит ненашим за убитого пса.
Смотреть каждый раз перед встречей с плохими людьми. Для должного уровня той самой ирритации.
"ЛОГАН".
При всей своей наружной успешности в глобальном смысле "Логан" - фильм недооцененный.
В экспозиции, где любимый актер А.МАТЮШЕВСКОЙ ХЬЮ ОТАРОВИЧ ДЖЕКМАНишвили похож на вышедшего в тираж ландскнехта, "Логан" напрашивается на слоган "Бывал человеком не больше одного часа в сутки".
Забудьте про суперменство, это история про человека, пытающегося не задохнуться в сероводородной местности.
Джекман оказывает себя актером, способным сыграть анахорета, дошедшего в своем разочаровании в людях до коммуникационной аскезы и до аскезы вообще.
У персонажа Джекмана истощаются все запасы долготерпения по отношению к людям и творимому людьми злу, но тут вдруг у него обнаруживается дочь, архаровец-дичок.
Не боевик, но экзистенциальная драма если не высшей, то очень высокой пробы.
"КРИД 2".
Конечно, это уже дежурный вопль, но, святые угодники, этому парню, СТАЛЛОНЕ, даже больше лет, чем мне, а мне в июне 500!
Карьера, доводящая завистников до умопомешательства, а меня ошеломляющая.
Мне плевать на надуманное придурками противостояние Америки и России, главное - что фильм ДОБРЫЙ.
О том, что злу всегда можно положить конец, полный и необратимый.
"ДОМИНО" БРАЙАНА ДЕ ПАЛЬМЫ.
"ПРАЧЕЧНАЯ" СТИВЕНА СОДЕРБЕРГА.
Не могу поверить, что это унылое, самодеятельное, беспомощное кино снял человек, снявший "Лицо со шрамом", я, чего уж там, являюсь его выкормышем в известном смысле.
Как будто у могучего старичка истощились запасы мастерства.
Не триллер, а дурно отзывающий брандахлыст.
Кто не истощим в своей изобетательности, так это Содерберг.
Никто так неистово-люто-свирепо и вместе тонко не глумился над выкормышами мира больших денег, склизкими и мерзейшими.
"Прачечная" источает из себя желчь что твои Садальский с Лозой.
"ЭТО - SРINАL ТАР".
Умопомрачительная сатира не просто на рок-музыкантов, но на шоу-бизнес в целом, с его неприглядными людишками, большинство из которых непроходимые болваны, и непроглядной тоской.
Говорят, сами музыканты не могли долго раскусить кунштюк РОБА РАЙНЕРА, где патлатые идиоты изображают рвение что твой Мик Джаггер.
Злейшая и изобретательнейшая сатира на нашу увлеченность рокерами, оказывающимися на поверку инфузориями туфельками, напрочь лишенными здравого смысла.
МУЗЫКА
ПЕСНЯ НАВСЕГДА.
"СТАРЫЙ КЛЕН".
Не песня, а "анагогическая светоносная белизна".
Небеса, вы бессильны супротив моих слезных жЕлез: "ОТЧЕГО, ОТЧЕГО, ОТЧЕГО МНЕ ТАК СВЕТЛО? ОТ ТОГО, ЧТО ТЫ ИДЕШЬ ПО ПЕРЕУЛКУ".
Чтобы от этой песни не перехватывало дыхание - ну, для этого надо быть не совсем человеком.
Когда я слышу эту песню и когда нахально подпеваю ей, небо становится другого цвета.
"От того, что ты мне просто улыбнулся" (улыбнулась).
Самое мелодичное напоминание о том, что есть, как говорила Наташа Ростова, "что-то другое, высшее", думая о котором, забываешь о подлом устройстве мира.
ПЕСНЯ НАВСЕГДА.
"ОБЛАКА". ИГОРЬ СОРИН.
Одна из самых душераздирающих песен с момента, когда родился Киану Ривз.
Чтобы написать и спеть такую песню, надо быть не совсем человеком.
Игорек, если хоть кто-то смог разгадать его, был человечком драматичного, чтобы не сказать трагического или эсхатологического, самоощущения.
Вообще говоря, такое самоощущение не особенно плодотворно, но Сорин был уникален во всем.
"Облака" и тогда, когда были сочинены и спеты, и тем более сейчас, когда все поют о бесперебойном перекрестном опылении, являют собой абсолютный шедевр, благословленный высшими силами.
Парадоксальным образом эта песнь песней разом исполнена светлой грусти и непроглядного отчаяния, она перехватывает горло и разглаживает морщины.
Если бы Сорин дожил до наших дней, он бы одобрил строчку Б.Гребенщикова: "Выжившие есть. Спасенных нет".
Сорин - волюнтарист от музыки с золотым сердцем, отмеченный печатью гения.
ПЕСНЯ. ОЛЯ ПОЛЯКОВА."ЭЙ, СЕКУНДОЧКУ".
Гимн знойных валькирий; перевод на грузинский Плача Ярославны, которая, в свою очередь, перевела с суахили на мову строчку "ранним утром перламутром серебрятся скаты крыш".
Полякова давно уже, еще в ту баснословную пору, когда я работал в любимой Украине, была чудом, к которой неприложимы обычные рациональные мерки.
Теперь ее оголтелая жовиальность при неминучей жантильности приобрела космогонический размах.
Полякова с Командой своей не топчутся около, подле, окрест, вокруг, а ОБРАЗЦОВО ВНЯТНО декларируют: что было, то было, надо ДАЛЬШЕ ЖИТЬ!
ЖИТЬ.
Нет ни желания, ни возможности не подчиниться этому огню, этой силище, этой воле, этой Оле, с ее гласом, с ее высшим классом.
Начинайте день благословясь-с именем ОТАРИКА ВЕЛИЧАЙШЕГО на устах и под эту песнь.
Любовь не умирает, не умирает Бессмертное, а теперь побеситесь, мы хорошие люди, нам можно.
ПЕСНЯ. "DОN'Т WАNТ YОU ВАСК", "ВАСКSТRЕЕТ ВОYS".
"Не мысля гордый свет забавить", забавники-янки спели за меня песнь песней моей бывшей кобре и всем бывшим гадюкам большой гнусности.
Гарпии везде и всегда одного племени.
Название - само по себе уже сюжет.
Гимн всех отариков, уставших от режима "лоб-грабли".
Эпическая канцона для чабанов с разбитыми сердцами, тоскующих в поисках вменяемых барышень.
"WЕSТLIFЕ", "SРЕСТRUM".
Источник мерцательной аритмии для всех, кто ненавидит бойз-бэнды.
Но только идиоты (а они всегда и всюду одного племени) не признают, что это высочайшего класса поп-музыка, которая ("DINАМIТЕ") вселяется в вас и обживается занозой.
Не ждите: рецензия не будет носить гуттаперчевый характер; в фонотеку на ПМЖ - хотя бы из-за "RЕРАIR", где припев уже сам по себе сюжет.
Шесть лет спустя в ТАКОЙ форме вернуться - это высший класс; меднолобым не понять.
А теперь послушайте "L.О.V.Е." и "АNОТНЕR LIFЕ".
ВIАGIО АNТОNАССI."CHIARAMENTE VISIBILI DALLO SPAZIO".
Вкусная, как качественное бланманже, музыка.
Я часто размышляю, а сбыточное ли это дело - чтобы более-менее видные итальянцы (а про этого говорят, что он культовый) изготовили аховые песни?
Не беря в расчет полунепонятного, кажется, Махмуда, который такой же итальянец, как я тренер сборной Уругвая по волейболу, и который на мои лари взял Сан-Ремо, - итальянцы несравненны.
Антоначчи достопримечателен тем, что творит разом маскулинные и трепетные пьесы; категория высокого зыбка и расплывчата, чем дальше, тем мертвеннее становится свет, источаемый истинами, а сами истины вот-вот погрузятся во мрак, но Антоначчи, можно предположить, очень уверен в себе, он не притязает на изменение молекулярного состава сердец и умов, он просто пишет и поет очень красивые песни, делающие людей счастливым.
Не диво в таком разрезе, что он дружен с МОИМ РАМАЦЦОТТИ.
"МUSЕ". "SIМULАТIОN ТНЕОRY", "DRОNЕS".
Кто-то считает их музыку футуристической, называет их акробатами от рока, иные полагают их форменными мошенниками, бездушными делягами от рока же, которых нужно вывести на чистую воду.
Но при чем тут - в любом разрезе - QUЕЕN?!
Умопомрачительно много аналогий, однако общего между ними ровно столько, сколько между Анфисой Чеховой и Хабибом Нурмагомедовым.
Да, оперная патетика налицо, но она есть и у Саши Панайотова.
Для QUЕЕN это слишком ученическая музыка, у тех многоголосие было изощреннее, а гитара - виртуознее.
Но это не отменяет того, что МUSЕ антидот непроглядной тоски, в самые нужные моменты настраивающий на возвышенные помышления.
А то, что во время концертов МЕТЬЮ БЕЛЛАМИ кажется парнем с прогрессирующим неврозом, так это тоже работает на харизму: посмотрИте их выход на закрытии Лондонской Олимпиады. Таким выступлением можно разом гальванизировать Таниту Тикарам и Фуртадо.
МINNIЕ RIРЕRТОN. "ТНЕ ВЕSТ ОF".
Об артистах подобного толка принято писать и говорить исключительно апологетически, и, преимущественно, это справедливо: это соул без изъянов.
Но вот именно эти песни, спетые госпожой Рипертон, красивы, как петунья, но и недолговечны, как петунья.
Хоть эти песни не обмишуривают-обмишуливают, они красивы, краснЫ, полны огня, сами себе довлеют, такая песнь не глуповата, не темна и не ничтожна, и иной раз ей без трепета внимать невозможно, но эти песни - не для вечного хранения.
"СОLDРLАY"."ЕVЕRYDАY LIFЕ".
Образование суть генетический код культуры; что в таком разрезе есть образованный рокер?
Когда речь заходит про "СОLDРLАY", все время и тотчас вспоминают U2.
Что с каждым разом все более странно, потому что скучнее, чем U2, за последние 449 лет не видел и не слышал ничего (посмотрИте парижский концерт; дочь И.Салтыковой интереснее).
Но не в этом суть.
Мы и здесь имеем дело с эфемерными дефинициями.
Какая же "С." РОК-группа?
Слаще песни есть только у "ВЕЕ GЕЕS".
Если "С." рокеры, байкер Хирург - внебрачный сын Берлускони.
В альбоме есть эффектнейшие моменты.
КАТЕ ВUSН."GОLD ВАLLАDS".
Уникальная певунья, но лгать не буду: не про меня.
Это рафинированная поп-музыка в ее самом эстетском изводе.
Воочию я мадам не лицезрел, но есть подозрение, что на сцене в лучшие годы она была той еще кривлякой.
Песенки в формате "я ведьмочка, мне можно" она подвергает такой вокальной обработке, что ламентации не отличишь от бравады.
Эта дамочка под сурдинку страдать не будет, слишком она для этого жантильная.
Мой выбор - "WUТНЕRING НЕIGНТS".
Но и эта песня в эпоху распоясавшихся феминисток не прозвучит в должной мере.
КОНЦЕРТ.
Д.ТИМБЕРЛЕЙК. "РЕРSI SUРЕR ВОWL".
Выступление давнее, но нет нужды.
Для Кирилла Андреева ДТ - эталонный артист, и так и должно быть, но я как самый неизменный поклонник 'N SYNС имею моральное право заметить, что теперешний ДТ не чета тогдашнему. Который улыбался, а не скалился, который всегда был выбрит и который ПЕЛ, а не гавкал и мяукал.
ЭПИЛОГ.
Не катарсис, но кАТАРсис - вот что такое мои обзоры.
180 дней до моего юбилея (в июне мне ПЯТЬСОТ), и высшие силы на моей стороне.
Называйте меня хоть солипсистом, хоть эвдемонистом, хоть филистером, полном изъянов, но я не обезьяна, а человек, полагающий жизнь ошеломительным Даром, за который надо платить ежедень и очень высокую плату (вспомнилось: даром - за амбаром!).
Если мой отчет обстоятельный, данный в очерке сжатом, вам сообщил энтузиазм - я своего добился.
Если нет, если вы сочли обзор волапюком, шелухой необеспеченных смыслом слов - я попыток, не боясь пыток, не оставлю: мне 500 вскорости, я солидный человек, фигура.
Помните: нет времени лучше настоящего.
Отар Кушанашвили