Владимир Гостюхин: «Самодеятельность превратила меня из шпаны в человека»
На «Первом канале» состоялась премьера фильма «Легенда о самбо», - об основателях в 30-е годы прошлого века самбо в России Спиридонове, Ощенкове, Харлампиеве. Владимир Гостюхин в этой спортивной картине сыграл неожиданную для себя роль священника. Гостюхин в свои 78 лет – физически крепок, бодр, подтянут. Он много работает в кино и в театре. Живет на две столицы Москву и Минск.
В интервью «Prozvezd.info» Владимир Васильевич вспоминает революционные времена, больших режиссеров и грандиозных партнеров, Москву своей юности, рассказывает о любви, которая спасла ему жизнь.
«Мог зарубить будущую жену Мулявина»
- После окончания ГИТИСа у меня вообще ничего не складывалось. В кино не снимали, в театр не брали. В прямом смысле голодал. Пять лет работал рабочим сцены. И подвернулся случай – в театр пришел режиссер с «Мосфильма» выбирать актеров для экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Почти в коридоре увидела меня. Попросила прийти на «Мосфильм». За две ночи прочитал роман. Режиссер Василий Ордынский, видя мой зажим, посоветовал: «Скажи себе: «наплевать». Я так волновался, что на пробах мог зарубить Светлану Пенкину, которая сыграла Катю, а через годы стала женой лидера ансамбля «Песняры» Володи Мулявина. На съемках кто-то из команды Ларисы Шепитько меня заметил и сказал Ларисе. Меня позвали на пробы фильма «Восхождение».
- Я работал со многими большими режиссерами, классиками, но Ларису Шепитько считаю самым сильным режиссером. Она была нереальной красавицей – высокой, тонкой, с лицом мадонны, но в ней жила такая мощь, такая глубина, что никто с ней сравниться не может. В Роли Рыбака она хотела снимать своего друга Владимира Высоцкого, и он хотел играть эту роль, но выбрала меня – на тот момент неотесанного новичка. За фильм «Восхождение» получила главный приз Берлинского кинофестиваля «Золотого Медведя». Вся Европа была в восторге от фильма и от режиссера. Правда, меня на церемонию в Берлин не пустили. Сказали: «Пусть едет положительный герой – Борис Плотников». Предателям Родины – не место в Берлине. (мой Рыбак – предатель). Я отказался сниматься в другом фильме Ларисы Шепитько «Прощание с Матерой». Она предложила мне роль, которая по сути была похожа на роль Рыбака. Лариса погибла при выборе натуры, и в час ее гибели – на рассвете, она приснилась мне. Я – не мистик, но в судьбе Ларисы Шепитько присутствовал рок.
15 суток за критику советского строя.
- Я поверил в перестройку, которая началась в 85 году при Горбачеве. Советский строй загнивал на глазах. Была такая затхлая, удушающая обстановка в стране, что не хотелось выходить на улицу. В армии меня посадили на 15 суток за то, что я высказал критику в адрес нашего общества. Речь шла о том, чтобы меня посадить вообще на два года. В 1985 году на премьере фильма «Контракт века», где я играю главную роль, я откровенно сказал о том, что «в нашей стране как в датском королевстве что-то не так». После этого меня вызвали в КГБ. Я даже подписал письмо съезду, где впервые выступал Горбачев, и приветствовал его. Перемены, безусловно, были нужны. Только не такие разрушительные. В 90-х годах я занимал активную общественную позицию. В те годы я сблизился с замечательным актером Николаем Николаевичем Еременко-старшим, потом подружился с его сыном Колей Еременко. Они ведь тоже из Беларуси.
Одесские романы.
- С Николаем Еременко-младшим мы снимались в фильме Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта». Коля играл лорда, а я –майора. Сьемки проходили в Одессе в течение целого года, и мы с Колей жили в одном номере. Без семей. Ходили к Говорухину в гости, знакомились с девушками. Коля начал обхаживать Тамару Акулова, но она была неприступна. Съемки закончились, и расставаться было очень тяжело.
У Говорухина - потрясающий вкус к натуре, он такие места выбирал для съемок этого фильма в Крыму, Болгарии, Абхазии, Ташкенте. Картина была международная. Особенно тяжело было расставаться с Колей.
У нас с ними были с ним очень откровенные разговоры и про личную жизнь, и у меня не все так было складно, и у него тоже. Однажды в Ялте появилась красивая женщина, с которой у Коли была любовь. Точнее, у него была параллельная семья.
«Дальнобойщики» - про нормальных мужиков.
- Ни один фильм с моим участием не имел такой популярности, как «Дальнобойщики». До этого я не снимался в сериалах. Но когда прочитал сценарий пяти серий, согласился. Снимался за небольшие деньги. А когда Владимир Гусинский прекратил финансирование, вообще бесплатно. Обрадовался, что моим партнером будет Влад Галкин. Очень хорошо знал и знаю отца Влада актера Бориса Галкина. С Владом было и весело, и печально, и грустно, и очень смешно. Влад все время рвался делать трюки самостоятельно. В одной сцене с мотоциклистом получил серьезные травмы. Я ему сказал: «Влад, есть же каскадеры?». Но он отказывался, говоря, что терпеть не может неправду. На съемках фильма «Диверсанты» Влад в результате трюка едва не лишился ноги. Он очень любил свою жену Дашу Михайлову. Каждую свободную минуту звонил ей и они часами разговаривали друг с другом. Тяжело переживал ссоры с Дашей, а потом и разрыв.
Женат на кинематографе.
- Алла Пролич – мой друг, товарищ, соратник и любимая женщина. Даже не знаю – чем я заслужил такое счастье. Алла – актриса, очень хорошая. Она – не первая моя жена. Очень мудрая, терпеливая, светлая женщина. По большому счету, я женат на кинематографе. Сыграл огромное количество ролей – до 150 считал, а потом уже перестал. Часто снимаюсь в Москве. Мы с Аллой живем в Минске. Но с Аллой я уже не веду себя как в Одессе, с Колей Еременко. Благодаря Алле я все еще живу и работаю. Стариком себя точно не ощущаю.
Родной «Мосфильм».
- Киностудия «Мосфильм» - моя родная и самая любимая. В сериале Валерия Тодоровского «Оттепель» я сыграл директора «Мосфильма», у которого был реальный прототип – Сизов. Я очень хорошо знал его, любил. Он меня спасал, защищал. Сизов участвовал в организации партизанского движения в Подмосковье, он был настоящим командиром в кресле директора «Мосфильма».
И – хулиган, и – пьяница.
- Мой кумир и самый близкий человек Сергей Есенин. Люблю его поэзию. Когда читаю его стихи, возникает ощущение, что Есенин написал про меня. Я ведь тоже был хулиганом, и выпить любил… Актерская профессия превратила меня из шпаны в человека. Когда я первый раз вышел на сцену, почувствовал удивительное единение с залом. Это было в самодеятельности.
Ирэна Голси