Александр Панкратов-Черный: В фильм «Мы из джаза» меня заманили обманом
Зрители любят Александра Васильевича за его роли в комедиях «За прекрасных дам!», «Бабник», «Где находится нофелет?», «Мы из джаза» и многих других. Как режиссер Панкратов-Черный снял «Похождения графа Невзорова», «Взрослый сын», «Салон красоты», «Система «Ниппель». Александр Васильевич – один такой на свете. Про себя он так и говорит: «Я – Панкратов-Черный, и этим все сказано!» О его жизни можно было бы написать эпопею, но Панкратов-Черный – поэт, а не прозаик. И прекрасный рассказчик.
Родился поэтом
Стихи стал сочинять с 10 лет. Рассказал Панкратов-Черный историю из детства.
– В нашей деревне был частушечник Ванька Сидоров, который сочинил про мою влюбленность в девочку в начальной школе и при всей деревне прочитал: «Ты родился под мостом, на тебя куры срали, оттого ты не растешь, гнида конопатая». Очень жестоко. А я был маленького роста и конопатый, – вспоминает артист. – И я, схватив кол, гнался за ним по деревне. Не догнал, а от обиды, с горя, дома написал на него целую балладу, собрав в нее весь деревенский фольклор. И на следующий вечер уже я при всей молодежи прочитал балладу, и за нее теперь уже Ванька гонялся за мной с палкой и тоже не догнал.
Из артистов – в дворники
– Учился я в Нижегородском театральном училище на артиста. Неплохо учился. Ничего делать не умел – ни петь, ни танцевать, но в артисты взяли. Но мечта быть настоящим поэтом, с дипломом, не отпускала меня. Оставил училище и отправился поступать в Литературный институт. Почти поступил. Читал посвящение любимому поэту Павлу Когану. В моих безобидных стихах увидели бунт и вызвали в КГБ. Из театрального ушел, в Литературный – не взяли, – улыбается Панкратов-Черный. – Куда деваться? Пошел работать дворником. Зимы в те годы были суровые. Всю осень и зиму подметал улицы, убирал снег, лед. Однажды сижу в нашем парке на скамейке с метлой и почти превратился в снеговика, как проходят мои педагоги в театральном училище. Позвали обратно. Те, кто говорит, что Панкратов-Черный – без актерского диплома, – врут. С дипломом. И в театре после окончания училища работал.
От Кончаловского – к Шахназарову
– Я окончил режиссерский факультет ВГИКа. Дневное отделение. Учился пять лет. Работал ассистентом режиссера на картине Андрея Кончаловского «Сибириада». Сыграл там свою первую роль в кино – бурильщика. На вечеринке, которую устроил Никита Михалков, прочитал стихи. Кончаловский разглядел, что я – артист. Придумал для меня роль. В артисты я не рвался. Хотел снимать фильмы. В свой фильм «Мы из джаза» меня обманом заманил Шахназаров, – рассказывает артист. – Мы сидели с ним в ресторане, выпивали, и он попросил меня сделать пробы – подыгрыть Брондукову. На самом деле он пробовал меня на главную роль. Я честно сказал: «Мне медведь на ухо наступил, я не пою, не играю, не танцую». На что Шахназаров ответил: «У меня хорошие учителя – научат». И научили. Причем учили не только меня – всех артистов.
У Шахназарова я часто снимался, но он не любит работать с друзьями. Мы с ним со ВГИКа дружим.
Предсказание цыганки
– Я вырос на Алтае, а у нас там – легенды, шаманы, колдуны. Во всякую чертовщину верю. Если бы не верил, не стал бы сниматься в фильме «Мастер и Маргарита». Моей маме цыганка предсказала: «Агриппина, будет война, потеряешь двоих детей, умрешь на 90-м году, а младшенький сын будет знаменитым». Маме я посвятил сборник стихов. Она для меня – самый дорогой человек.
Портрет в «Жестоком романсе» Рязанова
– Поскольку у Шахназарова я научился петь, плясать и играть на трубе, то все таланты решил показать Эльдару Рязанову. В фильме «Жестокий романс» я музицировал, пел, танцевал. Но Эльдар все это вырезал. Сказал: «Твой драгун уже и так затмил барина Михалкова». Между прочим, на стене у Огудаловых висит мой портрет. Мой герой – драгун, не с улицы, а родственник Ларисы.
Женился и возвращался
Сколько раз Панкратов-Черный был женат, знает только он сам. С киноведом, редактором Юлией Монаховой Александр Васильевич познакомился еще во ВГИКе. Они стали вместе жить. Но Александр Васильевич еще пару или тройку раз влюблялся и даже женился. Одна из его возлюбленных – актриса Вероника Изотова сейчас и слышать о нем хочет. При упоминании фамилии Панкратов-Черный она бледнеет, краснеет и прекращает общение.
Друзья и собутыльники
Трудно сказать, с кем не дружил Панкратов-Черный. Он – душа компании. Дружил даже с худруком Московского Художественного театра Олегом Ефремовым, хотят тот был его гораздо старше. Жили в одном доме на Тверской и ходили друг к другу в гости, разумеется, с бутылочкой. Дружил с Владимиром Ивашовым. Был другом Евгения Моргунова. В одно время приятельствовал с Олегом Далем. Всю жизнь дружит с Валентином Смирнитским.
Ирэна ГОЛСИ