Друг Ярмольника: Вопросы о Высоцком приводят его в ярость
Скоро на наши экраны выйдет фильм «Мастер и Маргарита» с целым созвездием прекрасных актеров, в том числе и с Леонидом Ярмольником в роли доктора Стравинского. Ярмольник уже играл в «Мастере», и было это 40 лет назад у самого Юрия Любимова в Театре на Таганке, куда его взяли сразу после училища. Роль Азазелло была его дебютом. О любимом актере мы поговорили с его давним приятелем, фотографом Валерием Плотниковым, который тоже работал в Театре на Таганке.
-Это было совершенно замечательное время Таганки, когда мы очень много с Лёнечкой работали вместе. Я очень много снимал тогда Леонида, а потом и его семью, то есть Оксану и Сашу. Лёня – человек очень творческий, большой выдумщик, он всегда первым включался в любую игру.
Вспоминая те времена, Валерий Плотников восхищается талантом Леонида Ярмольника дружить.
– Лёня по жизни очень хороший друг, у него огромный дар дружить. Ему очень нравится заботиться, помогать и друзьям, и просто хорошим знакомым. Я даже не знаю, как правильно сказать: это Лёне везло на друзей или это друзьям везло на Ярмольника. Круг его друзей просто потрясающий. А однажды он мне признался: «Знаешь, ни с кем я в жизни не дружил так, как с Абдуловым». И самое главное во всех Лёниных дружбах, что в них не было принципа «ты мне – я тебе», никогда нельзя было сказать, что он дружит с человеком, потому что тот известный, публичный или нужный. Его отношения всегда искренни и органичны. И Лёня умел совершать такие нелегкие поступки ради друзей. Я помню, как он самоотверженно старался продлить – и продлил – жизнь Леониду Филатову. Уж это точно не могло принести Ярмольнику никаких дивидендов, потому что Филатов угасал и было ясно, что это необратимо. Но Лёня спасал его, как мог. Он помогал и мне, причем очень основательно, когда я попадал в какие-то передряги со здоровьем. Нельзя не восхищаться таким человеческим качеством.
Даже своей будущей женой Оксаной, в ту пору еще Афанасьевой, Лёня Ярмольник восторгался совершенно бескорыстно, пока еще был жив Высоцкий. У него не было никакого тайного смысла и мотива, когда он уговаривал меня снять Оксану и говорил о ней так: «Сними совершенно потрясающую женщину необычайной, уникальной красоты!».
Оксана Афанасьева была последней любовью Высоцкого. Она была с Высоцким вплоть до его смерти в 1980-м. В 1983 году вышла замуж за Леонида Ярмольника и родила ему дочь Александру.
– Я не знаю, был ли Лёня влюблен в Оксану, когда был жив Высоцкий, но я думаю, что если и был, то для него это было запретной темой, потому что Лёня был действительно вдохновлен и рад за Высоцкого. Он и мне говорил: «Слушай, Валера, у Высоцкого такая женщина потрясающая! Сними ее, сними, она же просто удивительная!» Но к тому моменту я уже снимал нескольких женщин Высоцкого. Не нарочно, конечно, просто так совпадало. Вот я и подумал: ну что это, буду снимать еще одну? Что я как придворный фотограф английского короля Владимира Семеновича, буду снимать его фавориток!
Но когда увидел Оксану, действительно был поражен и потрясен. Понял убедительность всех разговоров Лёни Ярмольника и уже ругал сам себя, что раньше не снимал Оксану. Когда я познакомился с ней, уже понимал и смятение Лёни, и достаточно сложную ситуацию Высоцкого, который хотел все-таки соединить свою жизнь с Оксаной, но не сложилось. Любовного треугольника Высоцкий – Оксана – Ярмольник никогда не существовало. Поэтому все вопросы на эту тему Леонида Ярмольника приводят, можно сказать, в ярость. Леонид и Оксана женаты уже 40 лет и живут счастливо. Лёня в этом отношении тоже удивительный!