Юрий Кузнецов: "Абдулов научил меня ходить по-маленькому"
Двадцать пять лет назад на экраны вышел сериал «Улицы разбитых фонарей». Актеры, игравшие милиционеров, мгновенно стали народными любимцами. Юрий Кузнецов сыграл в сериале начальника РУВД, полковника, которому подчиненные дали прозвище Мухомор. Юрий Александрович и сегодня на улице слышит от улыбающихся прохожих: «Ой, это же сам Мухомор идет!» Кузнецов и сам улыбается – его персонаж стал поистине культовым, хотя в творческой биографии артиста есть не менее замечательные роли – например в фильмах «Мой друг Иван Лапшин», «Торпедоносцы», «Брат», «Гений» и многих других. О работе с Сергеем Бодровым, о дружбе с Александром Абдуловым и о том, как повлиял на его судьбу Олег Басилашвили, Юрий Кузнецов рассказал «PROZVEZD».
-Юрий Александрович, не обижаетесь, что вас называют Мухомором?
– Обижаться – вообще плохая привычка. Поэтому я стараюсь этого не делать. Снимали мы как-то короткометражку в Зеленогорске, я там был в гриме клоуна. Подходит ко мне девочка лет семи-восьми. «А я знаю, – говорит ребенок, – вы не клоун». «А кто же?» – интересуюсь я. – «Вы дядя Мухомор». Идем мы как-то с Иваном Краско по Выборгу во время фестиваля, а там зрители стоят, артистов разглядывают. «Смотри, смотри, – говорят между собой, – вон Краско с Мухомором идет!» У меня много таких историй. Ну а «Фонари» были, конечно, хорошей работой – это добрый, ироничный детектив талантливого Андрея Кивинова, благодаря которому мы все собрались и до сих пор созваниваемся и общаемся. Двадцать пять лет прошло... Надо же, четверть века! Начало съемок совпало с прекрасным моментом в моей жизни: у меня родилась дочь Саша. Мы снимали тогда квартиру в Пушкине. А благодаря этому сериалу я избавился от долгов, и у меня появилась своя квартира.
– При вашей узнаваемости вы до сих пор не получили звание народного артиста. Иван Краско сказал, что будет за вас хлопотать.
– Иван Иванович –мудрый человек с чувством справедливости. Спасибо ему большое. Мы сейчас с моей дочерью Сашей как раз занимаемся этим вопросом, собираем необходимые документы для этой цели.
– Вашим дебютом стала роль в фильме «Мой друг Иван Лапшин», во время съемок которого вы познакомились с Андреем Мироновым. Какое он на вас произвел впечатление?
– Миронов показался мне замечательным человеком. «Ребята, в кино вы денег не заработаете, только на концертах, когда в конвертах заработок приносят»,– делился с нами Андрей Александрович. Потом он внезапно уехал в Москву, а вернувшись, стал отстраненным, перестал быть столь общительным, просто сидел и молчал. Только потом я узнал, что умер Александр Менакер, его отец. И Андрей летал к папе на похороны. Это очень тяжело.
– Фильм «Противостояние», где вы сыграли майора милиции, изменил вашу жизнь. Верите в судьбу?
– Как тут не верить, если всё так и происходит... Когда меня пригласили сниматься в «Противостоянии», я еще жил в Омске. В киноэкспедиции у нас с Басилашвили был один умывальник на двоих – мы с Олегом жили в одной комнате. Утром мы бежали на съемку, а вечером можно было посидеть и поговорить по душам. Вернувшись в Ленинград, Олег хлопотал за меня в БДТ и в Театре комедии имени Акимова, куда меня потом и взяли. Олег очень внимательный человек. Думаю, что при разговоре с ним я обмолвился, что хотел бы жить в Ленинграде, который мне очень нравился. Поэтому за то, что я стал петербуржцем, буду всегда благодарен Олегу Басилашвили.
– В Питере снимали и фильм «Гений». Чем вам запомнились эти съемки?
– Прежде всего работой с Сашей Абдуловым. Он был главным в этой картине. Режиссер его слушал. Там есть сцена, где я хожу «по-маленькому». И Саша, помню, мне подсказал: мол, Юра, ты промычи облегченно, будто действительно справил нужду. При этом он мне показал, как это должно выглядеть. Режиссер с ним согласился. Фильм получился легким, потому что мы его легко и весело снимали. Натурные съемки проходили в Комарово. Там есть профессорская дача, где снято множество фильмов, мы ее так и называем – «Комаровский Голливуд», туда и приехал Смоктуновский. Иннокентий Михайлович уходил от всех и прогуливался вдоль залива, ему нравилось находиться в одиночестве, да и что за интерес ему был общаться с пацанами, какими мы были тогда по сравнению с ним – мастером! Но Смоктуновский не ставил себя выше других. Мы все вместе отмечали четырехсотый кадр картины в этом же Комарово, на природе. В кино вообще-то принято отмечать каждый сотый кадр. На столе появилось винцо, редиска, колбаска и много другого съестного. Организовал всё Саша Абдулов, он был человеком широкой души. Жил ярко.
– В мае Александру Абдулову исполнилось бы 70 лет....
– Эх, Саша, Саша... Неужели нельзя было раньше обратиться к врачам? Неужели никто из его близких не замечал, что он болен. Как же так упустили болезнь... В Петербурге он с Жорой Мартиросяном останавливался в гостинице «Москва», что на Невском, напротив лавры. Как-то я пришел к ним в гости и засиделся за полночь, боялся, что на метро не успею. «Не переживай, тебя отвезут», – сказал мне Саша. За ним машина с водителем на съемках была закреплена круглосуточно. Он это заслужил. Светлая память Саше. Да, много ребят ушло (вздыхает). Сережа Бодров, с которым мы снимались в «Брате», погиб так нелепо. Никогда не забуду Петю Мамонова, с которым мы в «Острове» играли. Петя действительно большой профессионал. Отличный музыкант и классный парень. В то время когда мы снимали «Остров», Петя давно уже не пил. Молодец, что вовремя остановился. «Юра, – говорил мне он, – а я ведь полностью пересмотрел свои взгляды на жизнь!» Он делился своими мыслями, но никому не навязывал свою точку зрения. «В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, что отпустили, простили, отдали» – эта фраза Пети запала мне в душу. Это истина.
– Расскажите, пожалуйста, каким был Сергей Бодров?
– Сережа Бодров – полная противоположность своему герою в «Брате», он бы никогда и мухи не обидел. Но, как и его герой, был прост в общении и справедлив. Анекдоты мы с ним за кадром не травили – всё же мы из разных поколений. А потом ведь Сергей – кандидат искусствоведческих наук, вдумчивый и серьезный парень. Мы с ним вместе размышляли над ролью моего немца Гофмана, и Сергей мне показался мудрым не по годам. Он никогда не зазнавался, как сейчас принято у звезд. Сережка был скромным парнем. Он получил отличное воспитание. Он же не был профессиональным актером, но играл талантливо. Режиссерский дар ему передался от отца, который был даже номинирован на «Оскара». Задолго до знакомства с Сережей я снимался у его отца Сергея Бодрова-старшего в фильме «Я тебя ненавижу». На мой взгляд, это отличная картина про отношения между мужчиной и женщиной. Моей женой по фильму была Света Крючкова. «Юра, мы работаем для того, чтобы люди стали лучше», – сказала мне Светочка. А ведь и правда.
– Юрий Александрович, какая у вас самая большая мечта?
– Как можно дольше жить и понянчиться с правнуками (смеется).
Мариана САИД ШАХ