Лариса Лужина: «Я всю жизнь жила около любви!»
Лариса Лужина готовится отметить 84-й день рождения. Звезда советского кино, несмотря на солидный возраст, не позволяет себе расслабляться: она по-прежнему выходит на сцену в антрепризах, активно гастролирует и мечтает о новых больших ролях. Не хочет Лужина только любви. О том, почему не настроена на романы, Лариса Анатольевна рассказала нашим корреспондентам.
Детство Ларисы Лужиной оказалось непростым. Она – ребенок блокадного Ленинграда. Те события, которые она пережила, отразились на всей ее последующей жизни.
- Мне тогда было два с половиной годика, - делится Лариса Анатольевна. – Мама рассказывала, что больше всего я боялась воздушную тревогу. Сестренка, она была старше меня на три года, хватала меня за руку и вела в бомбоубежище. Нам казалось, что оно находится под кроватью. Мы забивались в угол и боялись вылезти. Мама вытаскивала нас потом. Голода, к счастью, я не помню. Наверное, из-за того, что маленьким всегда давали самое лучшее. Вспоминаю, когда мне было четыре годика, на Новый год мне подарили котлету. Я была очень счастлива такому подарку!
В детстве Лужина пережила две трагедии. От голода умерла ее старшая сестра, а позже и бабушка. Но уже от осколочного ранения. Лариса с раннего детства мечтала об актерской карьере. Впрочем, в институт ее изначально не приняли. Сказали, что лучше попробовать себя в чем-то другом, попроще. С горести Лужина устроилась на кондитерскую фабрику: делала зефир.
- Об этом периоде своей жизни мне даже и вспоминать не хочется, - смеется Лариса Анатольевна. – Работа была такой скучной и неинтересной. Я понимала, что это все – временно. Но и не работать я не могла, так как мне нужно было на что-то жить. Пока трудилась на кондитерской фабрике, так надышалась сахарной пудрой, что стала просто ненавидеть зефир! До сих пор не могу на него смотреть. Как только слышу это слово, у меня начинает першить в горле!
В 1960 году Лужина все-таки поступила во ВГИК. Примерно в это же время режиссер Герберт Раппопорт предложил ей сыграть одну из главных ролей в фильме «В дождь и в солнце». С этого момента началась ее звездная карьера. Лужиной восхищались не только зрители, но и многие знаменитые мужчины.Например, Владимир Высоцкий, который посвятил ей песню «Она была в Париже». Артистка не скрывает: с Высоцким они были исключительно друзьями. Он тесно общался с ее вторым мужем. В 1974 году Лужиной предложили сыграть маму Юрия Гагарина Анну Тимофеевну. Чтобы образ получился более реалистичным, Лужина познакомилась с родительницей великого космонавта. Она отправилась на его родину в Гжатск.
- Когда мы вошли во двор дома, где жила его мама, я едва не потеряла дар речи, - вспоминает актриса. - Захожу - а там стоит Юра. Оказалось, его племянник похож на него как две капли воды. Представляете, что я испытала в тот момент? Анна Тимофеевна на меня произвела очень хорошее впечатление. Она оказалась очень милой женщиной. Хотя тогда ей было очень сложно разговаривать о сыне. Еще свежа была трагедия. Со дня его смерти прошло всего шесть лет.
Лужина уверяет: несмотря на статус суперзвезды советского кино, больших денег у нее никогда не было. Получала также, как и все. А когда началась перестройка, перед ней и вовсе стал вопрос: как выживать?
- Особо больших гонораров я никогда не получала, - говорит артистка. – Я никогда не была лидером, бойцом. Уважаю женщин, у которых есть деловая хватка, а сама ею похвастаться не могу. В 90-е годы многие мои коллеги стали заниматься бизнесом: тогда мы только так могли выползти из бедственного положения. Но я даже не стала пробовать, так как понимала: не мое. Когда было очень тяжело, нашла возможность поставить спектакль. Бесплатно репетировала, за копейки ездила по стране. Но зато я не пошла мыть полы, не устроилась гардеробщицей, как многие. Сейчас, конечно, с деньгами у нас дела гораздо лучше.
Лужина живет на два дома: зимой – в московской квартире. А лето часто проводит на даче в Подмосковье, куда к ней приезжают внуки. Артистка 4 раза была замужем. Но ни один из браков не оказался долговечным. Сейчас звезда живет одна и признается, что уже не мечтает встретить любовь.
- Мне кажется, что я всю жизнь прожила где-то около любви, - сетует актриса. – Та любовь, которая на рызрыв аорты, о которой пишут классики и которую показывают в фильмах, прошла мимо меня. Я старалась, искала эту любовь, но так и не нашла. Но сейчас я об этом уже и не думаю. Возраст не тот.