Мистический сон Лидии Вертинской
Она славилась своей особой красотой. Вместе с Вертинским прожили 15 лет. И даже после смерти мужа она продолжала «разговаривать» с любимым, перечитывая его письма и дневники.
Они встретились в Шанхае, когда Лиде Циргвава (грузинке по отцовской линии) было 19 лет, а ему - на 34 года больше. Вопреки протестам мамы, она все-таки вышла замуж за Вертинского. В Шанхае родила дочь Марианну, а уже в Советском Союзе – Анастасию. Первые три года в Москве семья Вертинских жила в гостинице «Метрополь», и только потом они получили квартиру на улице Горького (ныне – Тверская). Лидию Владимировну не раз приглашали сниматься в кино, но муж был против. Однако в 1952 году согласился на уговоры режиссера-сказочника Александра Птушко, чтобы Лидочка сыграла птицу Феникс в фильме «Садко».
- Режиссер хотел покрыть мое лицо золотой краской, но я отказалась, поскольку это опасно, - вспоминала Вертинская. - Тогда мне сделали «индийский» грим. Я была худенькая, села на стул, подобрала ноги, согнулась в коленках и стала совсем маленькой. Меня согнули в три погибели корсетом вместе с этим металлическим стулом и заставили так сидеть по нескольку часов в день! А поверх надевали бирюзовое оперенье из перьев двух павлинов. Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги - лапами, а руки вдеты в крылья. Было очень тяжело! Но меня так увлек процесс съемок! Поэтому была готова терпеть все на свете.
«Диковинное существо очаровывает, вызывает суеверную жуть, выглядит так естественно, как будто существует на самом деле», - писали в итальянской прессе после показа фильма на кинофестивале в Венеции.
Вертинский ревновал молодую жену, запрещал ей работать (хотя к тому времени она окончила художественное училище имени Сурикова), изматывая себя концертными гастролями, чтобы обеспечить семью. И семья, действительно, ни в чем не нуждалась. Бывало, что Вертинский говорил жене: «Лилечка, возьми денег, сходи в магазин и купи себе что-нибудь. Порадуй себя!» Вертинская уходила и через два часа возвращалась с пустыми руками: что-то не подошло, что-то не понравилось. И тогда Вертинский с присущим ему юмором вздыхал: «Лилечка, как мне жаль тебя! Я зарабатываю деньги с большим трудом, но вижу, что тебе их потратить еще труднее…»
В 1957 году Вертинский скончался во время гастролей в Ленинграде.
- Состояние его сосудов вообще было таково, что на вскрытии при прикосновении инструментом они рассыпались, как тончайшее стекло. Врачи удивились размеру сердца – оно было очень большое! – вспоминала Вертинская.
После смерти супруга у Лидии Владимировны начался трудный финансовый период, когда она решила все-таки согласиться сниматься, чтобы заработать. С ее участием вышли картины: «Дон Кихот», «Новые похождения кота в сапогах», «Киевлянка» и «Королевство кривых зеркал». Она стала больше писать картины и продавать их. Чтобы материально помочь маме, рано начали сниматься и ее дочери. Вертинская пыталась получить гонорар за последние двадцать концертов мужа, которые он дал в Ленинграде, (а это была приличная сумма), но получила отказ. Обращалась к чиновникам, чтобы дочерям определили персональную пенсию, все-таки Александр Вертинский был известным человеком. Но и тут ей отказали. Выживали, как могли, иногда помогали друзья.
Замуж Лидия Вертинская больше не вышла, до конца жизни любила своего мужа. Никому не позволяла ничего менять в квартире, - все вещи мужа оставались на своих местах.
- Через несколько дней после смерти Вертинского я видела сон. Муж и я идем очень быстро по перрону вокзала вдоль стоящего поезда, - рассказывала Лидия Вертинская. - Александр Николаевич держит меня под руку, очень волнуется и боится опоздать. Он уезжает, я его провожаю. Он говорит, что поезд его номер пять и вагон номер пять, а место шестое. «Лиля, не забудь!» Позже в конторе Новодевичьего кладбища я получаю пропуск. Развернув его, я прочитала, что Александр Николаевич похоронен на участке номер пять, ряд пятый, место могилы шестое…