Ольга Остроумова про покойного Валентина Гафта: "После инсульта он мало говорил, много слушал"
В августе 2019 года Валентина Иосифовича сразил инсульт. Выхаживала его любимая супруга – народная артистка РФ Ольга Остроумова. Для обоих это был третий брак – и самый счастливый. Они поженились в 1996 году, чтобы, как клянутся, «любить в горе и в радости, в богатстве и бедности, в болезни и здравии, любить и лелеять, пока смерть не разлучит…»
– После страшнейшего удара, каким для Вали стал инсульт, он мало говорил, много слушал, – вспоминает для PROZVEZD Ольга Михайловна. – А я старалась наполнить наш дом теми звуками, которые слышать ему было приятнее всего, а именно голосами наших хороших друзей. Чаще других к нам заходил Саша – народный артист России Александр Яковлевич Розенбаум. Однажды, глядя на то, как весело и беззаботно они общаются, как у Валечки от этого светятся глаза, как ему от этого ощутимо становится легче, я не выдержала и попросила: «Саша, а спойте». А мы как раз сидели за столом все втроем и поднимали бокалы за все хорошее. И Саша сразу откликнулся: «Что вам спеть, какую?» Валечка высказал пожелание: «А давайте «Казачью». И Саша моментально взял ноту, без всяких там «ой, да я не в голосе» да «и гитары у меня нет». В Саше, как и в Валечке, никогда не было вот этой ужасной актерской дряни, которой и не должно быть в настоящем артисте. Эти песни на нашей кухне в исполнении Саши – это было счастье. Валечка так сразу разулыбался…
Ольга Михайловна, а можно, пожалуйста, спросить вас…
– Спросите.
– Время лечит?
– (После небольшой паузы.) Да. Меня лечит. Но это совсем не значит, что я забыла, или забываю, или однажды забуду все, что у нас с ним было… В голову в связи с вашим вопросом пришли строки гениальной Анны Андреевны Ахматовой: «У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить». Нет-нет, вот у меня не так. Память о Валечке я «до конца» не убиваю, и, надеюсь, она и сама не убьется никогда. Но «снова научиться жить» мне, действительно, пришлось. Жить в этой… пустоте. Это получилось далеко не сразу, а постепенно, потихоньку. Помогли бесконечные дела, когда просто не остается этого самого времени на то, чтобы сидеть и жалеть саму себя. И тогда оно в самом деле начинает лечить. И так я по чуть-чуть, аккуратно стала отходить от своего горя… И все эти нехорошие, нездоровые переживания, какие накрывают после смерти самого родного и близкого человека, тоже отошли. И осталась со мной только светлая печаль и столь же теплая память о Валечке… И у всех нас осталось и все его потрясающее наследие – это, прежде всего, записи спектаклей с его участием в Театре имени Моссовета, на чьей сцене он дебютировал в свои 22 года, в Театре сатиры, в Театре на Малой Бронной, Театре имени Ленинского комсомола, «Современнике», Театре имени Ермоловой, где он служил до самой своей кончины. Потом это легендарные фильмы с ним – к счастью, сегодня все без труда находится в Интернете, и при желании еще и еще раз можно насладиться, не завися от программы телепередач, любимыми образами Марселя Руже в военной драме «Убийство на улице Данте» (1956 год) режиссера Михаила Ромма; волшебника Кашнура в музыкальной сказке «Калиф-аист» (1969) Владимира Храмова; Сэма Уэллера в музыкально-комедийном телеспектакле «Записки Пиквикского клуба» (1972) Александра Прошкина; Геверница, сотрудника Даллеса, в военно-драматическом телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) Татьяны Лиозновой; Брассета, лакея Джеки Чеснея, в музыкально-комедийном телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975) Виктора Титова; Валентина Михайловича Сидорина, председателя правления гаражного кооператива, в сатирической трагикомедии «Гараж» (1979) Эльдара Рязанова; полковника Ивана Антоновича Покровского в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово» (1981) Эльдара Рязанова; Аполлона Митрофановича Сатанеева в музыкальной сказке «Чародеи» (1982) Константина Бромберга; полковника Федора Васильевича Виноградова в драме «Анкор, еще анкор!» (1993) Петра Тодоровского; Воланда в экранизации «Мастер и Маргарита» (1994) Юрия Кары; фокусника-пенсионера Павла Оттовича Брумеля в мелодраме «Сирота казанская» (1997) Владимира Машкова; Павла, 4-го присяжного, в «12» (2007) Никиты Михалкова; одинокого самарского пенсионера Николая Петровича в семейной комедии «Елки-3» (2013) Дмитрия Киселева, Александра Котта и других… Все это – пока существуют цифровые архивы и возможность к ним обращаться, будет с нами. И, конечно же, не только в моей памяти, но и в моем сердце, в моей душе навеки записаны сотни его стихотворений…
– Могли бы вы выделить среди всех них то, что вам особенно дорого, то, что отзывается в вас прямо сейчас?
– (Читает с выражением.)
«Ах, если бы она была жива,
Я все бы отдал за нее, все бросил.
Слова, слова, слова, слова, слова,
Мы все их после смерти произносим.
И пишутся в раскаяньи стихи,
Но в глубине души навеки будут с нами
Грехи, грехи, грехи, грехи, грехи,
Которые не искупить словами».
(Это знаменитое стихотворение «Грехи» Валентин Гафт посвятил памяти своей единственной дочери – Ольги Елисеевой, которая в 2002 году в возрасте 29 лет совершила самоубийство. В своей предсмертной записке она написала, что последние 7 лет своей жизни «провела в аду». Друзья семьи позже рассказывали, что Оля не вынесла постоянного давления и контроля со стороны деспотичной матери – балерины Инны Елисеевой (с ней Гафт развелся в начале 1980-х). Но Валентин Иосифович до самых последних дней винил в этой трагедии исключительно себя и всегда помнил о покойной дочери. Также у него остался рожденный в 1971 году сын Вадим Никитин от отношений с художницей Еленой Никитиной. Гафт публично признал внебрачного наследника в 2014-м. Кроме того, родными для него людьми стали дети Ольги Остроумовой от ее брака с театральным режиссером Михаилом Левитиным – дочерью Ольгой 1975 г.р. и сыном Михаилом 1983 г.р. Они подарили родителям много замечательных внуков, которых и Гафт всегда нянчил как своих, о чем мне не раз рассказывала Ольга Остроумова и ее большая и дружная семья. – Авт.)
– Ольга Михайловна, а сейчас как вы чувствуете, ваш Валечка с вами?
– Да. Он со мной. (Плачет.) Это вне всяких сомнений. Хотя со мной он… ведет с себя очень-очень деликатно, нежно. Как при жизни было не всегда! (Смеется сквозь слезы.) Да, именно так! Спасибо тебе, Валечка, родной, любимый!
Елена МИЛЬЧАНОВСКА
Подписывайтесь на наш канал в Дзен!