"Глазунов завещал сберечь Дунино": Художник рассказал про жизнь Кончаловского в деревне
В пяти километрах от города Звенигорода, на правом берегу Москва – реки 3.000 лет находится дунинский археологический комплекс. Это место уникальное не только с точки зрения археологии, но и как природный заповедник c богатой историей. Испокон веков в этих краях находили вдохновение великие писатели, скульпторы, живописцы. Бывал здесь и знаменитый художник Илья Глазунов, завещавший своим ученикам – беречь благословенный край. Художник Мирошник поделился с корреспондентом «PROZVEZD» богатейшей информацией, которую ему передал учитель.
- Отрадно на душе, что именно здесь в благословенном Дунино находятся три иконы, которые спас мой учитель., — делится Мирошник. — В советские времена Илья Сергеевич путешествовал на Белом море. В Пенинге перед ним останавливается самосвал гружёный иконами, которые везли местные жители из разрушенной церкви.
«Ребята, куда иконы везёте?», — поинтересовался мастер.
— Мы сами не знаем куда их везти...», — отвечают ему мужики.
— За три рубля мне отдадите? — спросил Глазунов.
— За трёшку отдадим, — обрадовались селяне.
-Глазунов привозит иконы в Москву, а определить их некуда, у молодого дарования тогда не было ни мастерской, ни академии, где я потом я учился, - продолжает художник. -Он решил подарить образа друзьям, среди которых была прихожанка дунинского храма Валентина Столповских, она передала их в храм. Одна из икон посвящена Святому Архидиакону Стефану, а сына Столповских как раз зовут Степаном. Теперь лик небесного покровителя Степана находится в дунинском храме Архангела Михаила, здесь же образ Ангела Хранителя, а при въезде в деревню, в храме Святой Петербургской Ксении Блаженной — икона Спасителя на троне, тоже подарок Глазунова.
— Каждый раз бывая здесь, вспоминаю мастера, - произнес наш собеседник. - Илья Сергеевич говорил, что Дунино надо сберечь, сохранить каждый миллиметр благословенной земли. Мастер влюбился в этот край ещё в студенческие годы, приезжал сюда из родного Ленинграда. В Дунино наведывался и земляк Глазунова Орест Верейский, который написал портрет Михаила Михайловича. Работа Верейского среди других сейчас находится в усадьбе Пришвина. Писатель понимал жизнь. – «Недаром Пришвин поселился именно на этом берегу Москва — реки». – говорил Глазунов. Он был мудр, знал, что первозданный лес даёт силы! «Пришвинскую тропу» знают многие гости этих мест, она приводит к родникам, которых в Дунино пять. Каждый родник имеет своё имя, оформление бьющей из-под земли воды представляет высокую художественную ценность. Будучи уже преподавателем, Илья Сергеевич привозил в дунинскую тишь своих студентов на пленэр, — продолжает рассказ Константин. — Поездки в деревню завораживали, поскольку в этих краях творил великий Исаак Ильич Левитан. Во времена Левитана художники мечтали писать солнечные виды Рима и Венеции, а Левитан напротив, один из первых наряду с Алексеем Саврасовым воспел серую невзрачную русскую погоду, в которую он любил бывать в здешних местах. Все великолепные вещи Левитана зарождались в Звенигороде, который находится в часе ходьбы от Дунино. На Звенигородчине Исаак Ильич написал свой холст «Дождливой денёк» и ряд других шедевров, которые представлены в Третьяковке. В Саввинской слободе живописец снимал домик. Звон Саввино — Сторожевского монастыря вдохновил Исаака Ильича на пейзаж «Вечерний звон». Приезжал он и в усадьбу Поречье, что в дунинском лесу, где в доме чайного промышленника Алексея Попова в конце 19 столетия собиралась столичная творческая богема. Творческие люди назвали это место Подмосковной Швейцарией.
-Другой художник, про которого мне много рассказывал Глазунов, Пётр Кончаловский, — делится Мирошник, дедушка Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. «Талантливейший мастер живописи был самым весёлым творцом в советском искусстве.», — считал Илья Сергеевич. — В Дунино Пётр Петрович приезжал к своему брату, который снимал здесь дом. У Кончаловских всегда гостили друзья.В летний период к гостеприимным братьям съезжалась столичная творческая интеллигенция. Любил здесь отдыхать и великий русский скульптор Конёнков. Сергей Тимофеевич останавливался в современной усадьбе Пришвина. В советское время здесь отдыхала супруга Аркадия Петровича Гайдара, писательница Лия Лазаревна Соломянская. Вместе со своим сыном Тимуром и местными ребятишками, она устраивала «тимуровские команды».Тимур Гайдар, уже будучи взрослым, рабочая журналистом в газете «Красная звезда» по — прежнему бывал в гостях в любимой с детства деревни. Гайдар был очарован Дунино, много писал об этом уникальном месте. Дуниниский берег Тимур Аркадьевич нарёк романтично….. Одна из заметок так и называлась - «Страна голубых колокольчиков».
Мариана Саид Шах
Подписывайтесь на наш канал в Дзен!