Лариса Лужина: «В мою Светлану были влюблены все зеки страны. Писали письма»
4 марта одной из самых красивых актрис отечественного кино Ларисе Лужиной исполнится 85 лет. Лариса Анатольевна отпраздновала свой юбилей в Подмосковье. А накануне актриса была гостем кинофестиваля в Дзержинске, и как только вернулась в столицу – сразу за город. Накануне юбилея Лариса Лужина встретилась с корреспондентом PROZVEZD и побеседовала о кино,жизни, любви.
- Лариса Анатольевна, вы были в Дзержинске, на родине актрисы с трагической судьбой Изольды Извицкой. Знали ли вы ее?
- Изольда Васильевна была старше меня на 6 лет. А не стало ее в 38 лет. С Изольдой общалась в последние годы ее жизни моя однокурсница Таня Гаврилова. Извицкая и Гаврилова – жертвы несчастной любви и алкоголя. Обе – невероятно талантливые, красивые и ужасно несчастные женщины.
- Как вы думаете, почему зрители помнят и любят актрис вашего поколения? И старые фильмы пересматривают по несколько раз?
- Интерес к советским картинам с каждым годом только растет. Я часто бываю на кинофестивалях, где показывают ретроспективы, и вижу, что зрители заполняют зал, когда идет старая картина. Они хотят увидеть эти фильмы, потому что они сделаны действительно сердцем. Есть много очень новых хороших картин, но они немного бездушные. Сегодня такой озлобленный и разобщенный мир, столько ненависти в людях, что хочется прикоснуться к доброму старому кинематографу.
- Первую большую роль вы сыграли в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
- Историю, которая легла в основу фильма, Станиславу Ростоцкому рассказала девушка в госпитале, где он лежал после ранения. Картина «На семи ветрах» - не о войне, хотя действие происходит в 42 году, а о нежности и любви. Станислав Йосифович в роли Светланы хотел снимать другую актрису, из Малого театра, но она не подходила по возрасту, и сама отказалась. Мой учитель Сергей Герасимов сосватал меня Ростоцкому, если не сказать, «навязал». Он был руководителем творческого объединения, которое снимало картину. Ростоцкий во время съемок относился ко мне с симпатией. Я была его музой, источником вдохновения.
-Не секрет, что у Станислава Ростоцкого при живой жене были постоянные романы с актрисами. Что вы об этом думаете?
- Он был удивительный человек, от которого исходила любовь. Вся группа его обожала. Жена Ростоцкого – актриса Нина Евгеньевна Меньшикова не обращала внимания на его любовные отношения с главными героинями. Она называла его Пигмалионом. Нина Евгеньевна была для Ростоцкого всем: и женой, и любовницей, и товарищем, и «правой рукой».
- Каким партнером был Вячеслав Тихонов?
- Я была неопытной актрисой – студенткой, а Вячеслав Тихонов на тот момент – знаменитостью. Он получал мешками письма со всей страны. В начале съемок он относился ко мне как к салаге – недоверчиво. Потом все образовалось. А если бы не образовалось - у нас бы картины не вышло. А картина все-таки получилась. Я уже сейчас со стороны смотрю на себя в этой роли – неужели это я? Глаза куда-то исчезли, и шеи уже не стало, руки толстые стали, а там тоненькая, худенькая…Любопытно, что после этого фильма мне писали письма из тюрем. В мою чистую героиню будто бы влюбились все заключенные страны.
- Не побоялись сниматься обнаженной в фильме «На семи ветрах»?
- Отказывалась раздеваться. Была сцена – как моя героиня моется в бочке перед боем. Прямо до слез начала реветь. Вячеслав Тихонов сказал: «Ну, ладно, приглашу натурщицу, и ее снимем». Пришла натурщица - с грудью большой, с талией тонкой, бедрами, я так на нее посмотрела, сжала зубы и сказала: «Я сама буду сниматься». Мы тогда были очень стеснительные.
- Неужели вы никогда не влюблялись в партнеров?
- Дважды я выходила замуж за операторов. Со студенческой скамьи была влюблена в Володю Ивашова. Но он был женат на Свете Светличной. Мы дружили семьями. Когда Володи не стало, Света часто мне звонила, приходила в гости. Ивашов, на мой взгляд, был самым достойным мужчиной и прекрасным актером. Замуж я выходила три раза. У меня есть единственный сын. Он тоже работает в кино.
Ирэна Голси