Клара Новикова: «Жванецкий выгнал меня из гостиницы из-за мужа!»
В начале марта Михаилу Жванецкому исполнилось бы 90 лет. Писателя-сатирика нет с нами почти четыре года. Клара Новикова при жизни дружила с Жванецким: у них даже был совместный офис в центре Москвы. Накануне 90-летия Михаила Михайловича юмористка дала там сольный концерт, где раскрыла немало пикантных подробностей из жизни звезды отечественной сатиры.
- Здесь было место, где мы встречались с авторами, - начала свой рассказ Клара Борисовна. - Тут шли разные переговоры. Происходило и много забавных ситуаций. Однажды я сидела с автором, работала над монологом, как ко мне прибежал директор Жванецкого. «Кларка, ты когда собираешься уходить? – спросил он. «Когда надо, тогда и уйду», - ответила я. «Уходи в семь», -заявил мне директор Михаила Михайловича. Вскоре юмористка поняла, почему ее стали активно выпроваживать. Как оказалось, Михаил Михайлович ожидал новую музу. Впрочем, об этом Кларе сразу не сообщили. - Директор продолжает: «К Мише приходит вдохновение, когда он находится один. Только в этот момент его мысли посещают». Я пообещала, что уйду в 18.45. И вдруг «вдохновение» пришло на пятнадцать минут раньше. В тот момент, когда я еще не успела уйти. Михаил Михайлович засуетился: «Ты извини, мне надо говорить с людьми, смотреть им в глаза». Я разглядеть вдохновение не успела, но оно было на таких высоких ногах! Высокие девки все были его. Жванецкому необходимо было внимание женщин, особенно тех, кто ему нравился.
Новикова не отличается высоким ростом. Но среди фавориток Жванецкого могла оказаться и она. Об этом она тоже рассказала впервые.
- Однажды я попросила Михаила Михайловича написать мне монолог, - поделилась юмористка. – Тогда он только появился в Москве, у него не было квартиры. Поэтому жил Жванецкий в гостинице. У него был двухкомнатный номер. Он говорит: «Приходи ко мне в гостиницу в 9 утра». Я взяла своего мужа Витю. Мы пришли. Я оставила мужа внизу, а сама пошла к Жванецкому. Он открывает дверь в пижаме. Я вижу, что в другой комнате разослана постель. Михаил Михайлович помог мне шубку снять. Присел рядом, говорит: «Давай водки выпьем». Я удивилась: «Михаил Михайлович, меня там внизу муж ждет». «Ты пришла ко мне в 9 утра за монологом с мужем?» - спросил он. Я, наивная, сказала правду. Он открыл дверь и говорит: «Уходи». Выгнал меня и текст не дал. Больше в моей жизни не было ни одного автора, который бы предлагал мне таким образом сотрудничество. Хотя что там… Я была хорошенькая, молоденькая, свеженькая девочка, которая только что появилась на московской эстраде.
Спустя время Жванецкий и Новикова подружились: их дружба длилась до последних его дней. Кстати, последняя муза Жванецкого появилась на глазах Новиковой. Это случилось на съемках юмористического фестиваля.
- Я помню, как появилась Наташа в его жизни, - поделилась Новикова. - Она училась тогда, была студенткой. Наташа была моложе Михаила Михайловича на 31 год. Сегодня это уже - норма. Посмотрите, сплошь и рядом разновозрастные браки. Тогда Наташа – молоденькая, хорошенькая - в клубе подавала приехавшим на фестиваль артистам кофе. И постепенно она оказалась за нашим столом, рядом с нами.
К слову, Новикова призналась: несмотря на доброжелательную внешность, в жизни Жванецкий мог быть и строгим. Однажды поставил на место самого Ободзинского.
- Мы ехали в поезде в Одессу, все по традиции забились в купе к Михаилу Михайловичу, - делится звезда. – А что делают артисты, когда едут на гастроли? Выпивают и закусывают! Вдруг из соседнего вагона к нам пришел Ободзинский. Предельно пьяный. Одет очень неопрятно. Я первый раз его таким видела. Втиснулся к нам в купе. Тогда у него слава была абсолютная: его все обожали, а женщины просто на руках носили. Ободзинский пришел со словами: «Миша, давай, наливай». А наливать ему было уже невозможно. Тогда Жванецкий сказал: «Валера, я знаю твоего отца. Он - директор порта в Одессе. Я не хочу тебя таким видеть. Встал и вышел! Приведи себя в порядок и приходи». Я такого не ожидала увидеть и услышать от Жванецкого. Он поставил на место знаменитого Ободзинского! Михаил Михайлович был разным, за это мы все его и любили.
Даниил Николаев.