Почему Минкульт отказывает режиссёру Переверзеву в прокате «Брата 3»?
Известный режиссёр и сценарист Валерий Переверзев снял фильм «Брат 3», который прошёл с успехом в Индии и Китае. Несмотря на название, он не связан с картинами Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2». Сейчас Переверзева с его картиной приглашают на фестивали в ряд стран, но он стремится к тому, чтобы его кино вышло в прокат прежде всего на Родине. Министерство культуры России, которое давало разрешение на съёмки фильма, начало тормозить с одобрением его проката. Кто же стоит за тем, чтобы помешать выходу фильма на российские экраны? Об этом наш корреспондент поговорил с создателем картины.
- Валерий, что вас вдохновило на эти съёмки?
- Напутствия нашего президента, который говорит о необходимости развития регионального кино. В съёмках участвовали жители моего родного Тамбова. Я решил, что кино, снятое художником-дебютантом, прославляющего свой родной край, сегодня, как нельзя, кстати. Тем более, что фильм про любовь. Эту ленту я посвятил своей маме, которая ушла в 20-м году. Мы вместе с моей женой Юлией написали сценарий. Думали, что фильм выйдет в аккурат к рождению нашего третьего ребёнка.
- У вашего фильма неоднозначное название «Брат-3».
- Название, конечно, провокационное. Но перед тем, как снимать кино с таким названием, я получил международные патенты, а также удостоверение национального фильма и Министерства культуры российской федерации. Оформив необходимые документы, я приступил к работе, это было три года назад. Задействовано было огромное количество людей. Проводились съёмки на натуре, останавливалось движение, когда снимали уличные сцены. Всё это было согласовано с администрацией города. Подписывались бумаги с МЧС, МВД, были задействованы бригады «Скорой».
- Проект получил финансирование?
- Я снимал своими силами. Мы с женой вложили все свои средства. Влезал в долги, брал кредиты. Искал партнёров, предпринимателей из разных регионов. Меня поддерживали мои любимые братья Торсуевы. Владимир и Юрий сыграли в моей картине главные роли. Мне о себе не слишком скромно говорить, но кинокритики дают хорошие оценки, пишут, что это новый киноязык. Ряд европейских фестивалей заинтересованы в нашей картине. Фильм был показан в Индии. Он там произвёл фурор. Лента также была представлена в Русском доме Пекина. Сейчас с нами ведут переговоры коллеги из Китая. Но я даю отказ, объяснив тем, что мой фильм должен выйти в прокат прежде всего для своих соотечественников, для своих земляков – тамбовцев.
- Владимир Торсуев в своём интервью говорил, что должна состояться премьера в России, а это значит, что Госфильмофонд картину принял. Так в чём же тогда дело?
- Мы подали полный пакет документов в Минкульт для получения прокатного удостоверения. Копии были отправлены в Госфильмофонд. Прежде чем этой организации принять фильм, он должен пройти всевозможные проверки на техническую составляющую, на юридический аспект. Все необходимые процедуры были пройдены. После этого нам был выдан акт приёмки фильма на вечное хранение в Госфильмофонде.
- Чем аргументирует Министерство культуры свой отказ выдать прокатное удостоверение?
- Если бы я это знал! В этой организации мне не говорят – «нет», но и «да» не говорят. Раздаются звонки клерков, которые ставят печати и выдают прокатку. «Зачем вам это всё надо?», - спрашивают меня служащие Минкульта. Я задаю встречный вопрос - зачем мне надо что, развивать российский кинематограф? В ответ – молчание. Я ответственен за эту картину перед многими людьми, поэтому решил написать письмо президенту России.
В фильме снялся номинант на премию «Оскар» Эрик Робертс
«Брат 3» посмотрели и оценили друзья режиссёра. Среди них известный актёр и блогер, ведущий популярного подкаста «Серёжа и микрофон» Сергей Мезенцев.
— Это арт - хаусное кино для кинотеатров под брендом «Брат-3», в котором снялся и известный американский актер Эрик Робертс, - рассказывает Сергей. — Есть люди, которые сознательно идут в арт-хаус, где показывают болячки и боль. Форма диктует содержание. Думал, что меня накроет после просмотра, поскольку фильмы этого жанра часто больные, ненормальные. Но нет, здесь этот жанр подан очень мягко. Арт-хаус здесь светлый, безобидный. Я в этом проекте уже двумя ногами. Наверное, название «Брат 3» сбивает с толку. Мне, кажется, что режиссёру удалось остаться собой, но при этом не уйти в чертоги. Кино пропитано любовью к современному русскому искусству. Фильм в конце концов про любовь.
Мариана Саид Шах