Галину Уланову оскорбляли ученицы
Ею восхищались во всем мире. Галина Уланова еще при жизни стала иконой русского и мирового балета. В то время сама оставалась скромной, замкнутой, а в конце жизни одинокой. Когда будущую великую балерину в детстве спрашивали: кем она хочет стать, она тут же отвечала: «мальчиком-моряком». Дело в том, что ее родители – артисты ленинградского Мариинского театра оперы и балета, - до последнего думали, что родится мальчик. Особенно этого желал отец Улановой. Папа воспитывал Галю, как мальчика: она была пострижена практически под ноль, - никаких косичек, бантиков, лазала по деревьям, стреляла из лука, с мальчишками играла в индейцев и пиратов. Поскольку оставлять ее было не с кем, родители брали ее с собой в театр, и она с детства видела, что такое на самом деле труд танцовщика: много работы, боль, усталость, постоянные запреты.
Несмотря на ее нежелание заниматься балетом, Галю все-таки определили в хореографическую школу-интернат. Время было голодное, после революции в Петрограде царила разруха. Родители решили, что в интернате дока будет накормлена. Постепенно Галя втянулась в хореографию. Ее заметила знаменитая Агриппина Ваганова, пригласив обучаться в своем хореографическом училище. А после Уланову взяли в труппу Мариинского театра, где она почти сразу стала примой-балериной.
Свою личную жизнь балерина всегда оберегала от посторонних. Известно, что еще в 16 лет она ушла жить к маленькому, толстенькому и лысому Исааку Милийковскому, концертмейстеру и преподавателю музыки хореографического училища. Говорят, что Милийковский, несмотря на свою малопривлекательную внешность, пользовался большим успехом у женщин.
Почему они расстались точно неизвестно. Через несколько балерина сошлась с дирижером Мариинского театра Евгением Дубовским, который был старше ее на 12 лет. Брак официально не заключался, спустя семь лет они расстались.
В 1944 звезда мирового балета переезжает в Москву, танцевать на сцене Большого театра. Почти сразу после переезда у балерины вспыхнул роман с главным режиссером театра имени Моссовета Юрием Завадским, который был старше ее на 16 лет. Брак был заключен официально, когда сам роман был почти закончен. Развод так и не был оформлен, но они остались в превосходных отношениях. Затем в жизни Улановой были отношения с главным режиссером театра им. Ленинского комсомола Иваном Берсеневым, который был старше ее на 21 год. После его смерти Галина Сергеевна сошлась с главным художником Большого театра Вадимом Рындиным. Спустя десять он вернулся к своей жене, и Уланова осталась одна.
В 1960 году Большой театр вылетел на гастроли в США. Вместе с Улановой в качестве примы-балерины выехала молодая Майя Плисецкая, которая настояла на том, чтобы первый спектакль – «Лебединое озеро» - танцевала именно она, а не Уланова. Или она танцует первый спектакль, или не танцует вообще! И дирекция пошла ей навстречу. Уланова, узнав об этом, ни слова неговоря, вернулась в Москву. Больше на сцену театра она не выходила, посвятила себя преподаванию.
- Когда из Большого выжили руководителя Юрия Григоровича, - рассказывает артист балета Николай Цискаридзе, - некоторые люди стали по-хамски себя вести по отношению к Улановой. Ей было дико больно, но пыталась делать вид, что не замечает. Даже ее собственные ученицы, которые сейчас в интервью рассказывают, как безумно ее любили, ей в лицо говорили обидные вещи. Как-то ученица бросила пуанты, сказав: «Танцуйте сами!», и вышла из класса. Галина Сергеевна, которой на тот момент было 87 лет, ушла за зеркало в подсобное для уборщиц помещение и там плакала...
В марте 1998 года, накануне похорон Улановой, труппа Большого театра улетала на гастроли в Америку. Остаться на похороны легенды балета никому не разрешили.
- Когда потом увидел видеокадры, где гроб с телом великой балерины выносят мальчики с повязкой «ритуал» на рукавах, а не ее ученики, было ощущение стыда – признался Цискаридзе.