Ежемесячный обзор от Отара Кушанашвили: «Гребенщиков с грохотом опрокидывает мнение, что он сам не понимает, о чем поет»

Ежемесячный обзор от Отара Кушанашвили: «Гребенщиков с грохотом опрокидывает мнение, что он сам не понимает, о чем поет»

ЭКСПОЗИЦИЯ.
По Конфуцию, озабоченность свойственна низким людям — благородные в душе безмятежны.
Не чушь ли?
Так и хочется учинить дегероизацию и низвергнуть человека, считающегося, между прочим, полпредом пантеона, с пьедестала.
Стало быть, если все это тяжкое лето, бившее меня смертями и болезнями близких людей по темечку, я выказывал и озабоченность, и беспокойство, и боль, и гнев, и тревогу, и негодование, — я низкий элемент, напрочь лишенный благородства?!
Я знаю многих благородных людей, которым и не снилась безмятежность.
ОЛЕЖКА ЯКОВЛЕВ, ЮЛИЯ ГРИГОРЬЕВА-АППОЛОНОВА, ВЕРА ГЛАГОЛЕВА, убийства, совершенные террористами-ублюдками…
И никакой гарантии, что этот мартиролог исчерпан.
Спасаешься только семьей, друзьями, работой, ИСКУССТВОМ, которое, что бы там ни нес Конфуций, единственное способно примирить нас с нещадной реальностью, помочь зализать раны, воодушевить, обнадежить, встряхнуть, придать сил, утешить в скорбях наших.
ЖИТЬ!

МУЗЫКА.
Можно долго гадать, что именно воспаляет разум высокоразумного Борзыкина, когда он поет песню «КРАСНЫЙ СНЕГ» («Все будет по-плохому») или, например, песенку с расчудесным названием «ИСТЕРИКА СВИНОМАТОК», но Борзыкин берет какой-то оголтелой и давно уже нездешней искренностью.
«Но старость мне согнула плечи и мне смешно, что я поэт» — так писал БЛОК, в таком, мне показалось, расположении пребывает Борзыкин.
ДЖЕФФ ЛИНН (я писал уже о нем), основатель группы «ЕLО», представляется мне одним из самых значительных персонажей в мировой поп-музыке.
По-хорошему, его можно было бы короновать, напиши он только одну песню — «МR ВLUЕ SKY», но он таких песен написал больше, чем Аль Пачино сыграл ролей.
Человек, работавший с ДЖОРДЖЕМ ХАРРИСОНОМ И РОЕМ ОРБИСОНОМ, продюсировавший песни для «ТНЕ ВЕАТLЕS» и доводивший до истерики стадионы, -такой человек достоин поклонения.
Одна из самых моих любимых пьес, полных воздуха, -«ТURN ТО SТОNЕ», — медитация наоборот, песнь на тему неминуемости счастья.
О счастье, но в формате «я девочка, мне можно», поет троица «НАIМ», и неплохо поют, кстати говоря.
И названия песен симпатичные: «Не спасай меня» или «Убегу, если назовешь мое имя».
Это уже медитации на тему неминуемости конца.
Договороспособные девчата, исполать им, верно интерпретировали Чехова: «Все останутся несчастливыми, и все останутся жить».
Но по части эсхатологических медитаций равных БОРИСУ ГРЕБЕНЩИКОВУ не было, нет и навряд будет.
Я рекомендую, если вы по недомыслию этого еще не сделали, послушать альбом «СОЛЬ», особенно песню «ГУБЕРНАТОР», где БГ с грохотом опрокидывает расхожее мнение, что он сам не понимает, о чем поет.
У него просто другой способ мышления, ходульность отрицающий.
В музыкальном смысле альбом превосходен.
Чего не скажешь о SNООР DОGG, который привычно бесцветен, хотя временами натужливо горласт.
Изрядно утомляют его дифирамбы «косякам».
Вот «ТНЕ КILLS» если чем и отличаются, то это суесловным кривлянием; я честно пытался к ним подступиться, но — вотще.
А «ВLОNDIЕ» можно уважать хотя бы за умопомрачительную карьеру; им суесловное кривляние ни к чему; они пели, по-моему, еще когда Сталин с Лениным были соратниками.
Но вот песни из «РОLLINАТОR», «LОNG ТIМЕ» или «ТОО МUСН», — это ж чистой воды фестиваль в Сан-Ремо.
РОЗИН МЕРФИ никогда не была знаковой певуньей, экзистенциальных песен не пела, но свои локальные рубежи одолела.
Как и ТОРИ АМОС, чьей песне «CRUCIFY», кажется, все 447 лет.
Но ничего, старушка еще щебечет что-то про безвременье и женщин на грани нервического срыва, застывших у обрыва.
Она и сегодня демонстрирует чудеса жизнеустойчивости, но делает это не слишком ярко.
Заурядная доярка.
В любом случае музыки полно, на любой вкус, она по-прежнему первейший антидепрессант, а антидепрессанты этим летом были потребны всем, даже износоустойчивым.

СЕРИАЛЫ.
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА БЭРНАЛЬ словно рожден для роли в сериале «МОЦАРТ В ДЖУНГЛЯХ».
Он играет модного дирижера, которого ангажируют возглавить нью-йоркский оркестр, первый среди равных и главный среди первых.
Правда, я досматриваю первый сезон и, хотя умен, как Конфуций, никак не могу взять в толк, за что именно парня так почитают; как по мне, ему свойственно амбивалентное поведение.
Но сериал легкий, сочетающий высокое с низким, создает безмятежное поведение.
«ОСТАВЛЕННЫЕ» по-прежнему оставляют сильнейшее впечатление.
Сериал беспрецедентен по фабуле, воспаляет разум и бесконечно изводит.
Но смотреть надо, как надо, например, читать Достоевского.
«СТРАШНЫЕ СКАЗКИ» С ЕВОЙ ГРИН: эсхатологическая медитация на тему нескончаемости битвы с Мраком.
«КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА»: местами и временами остроумная история о блаженненьких ученых, грезящих сделаться миллионерами. Чертовы цукерберги, нелепые, но башковитые, суматошные и безудержные.
«ЛЕТО МЕРТВЫХ» — триумф обертки над содержанием, низкопробнейший хоррор с такими зажатыми исполнителями, что уже во время третьей серии начинаешь мечтать, чтоб их всех ухайдокали.
Дети приезжают в летний лагерь и там познают все прелести бинарной человеческой природы.
Но ни достоевщины, ни античной трагедии, ни булгаковской дъявольщины вы не дождетесь: слишком мультяшные герои.
Сначала кажется, что сериал «ТАКАЯ РАЗНАЯ ТАРА» — о девушке, переживающей состояние мозгового переутомления.
Не спешите с выводами.
Продюсером здесь значится туз СПИЛБЕРГ, а ТОНИ КОЛЛЕТ играет женщину, в которой уживаются полярные люди, изводящие и ее, а еще более-окружение, которое пытается быть терпимым к биполярной барышне.
«ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ», как можно понять из названия, не о монахе-бенедиктианце.
Уморительный, даром что не шедевр, сериал.
«Слава несуществующему Богу!» — орет один из героев «КАК ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА УБИЙСТВО», где блистает ВИОЛА ДЭВИС, этуаль.
Сериал сделан мастерски, диалоги восхитительны, темп что надо.
В «ИГРОКЕ» тщится вернуться на экран, хотя бы и сериальный, УЭСЛИ СНАЙПС, но делает это так претенциозно, что я пребываю в расстроенных чувствах, я ведь тоже когда-то любил этого актера.
Это как узреть обожаемого ЭНДИ ГАРСИА в сериале «ФУТБОЛИСТЫ», где ему дают три секунды на выход.

КИНО.
В «ИСПРАВИТЕЛЬНОМ СРОКЕ» ДАСТИН ХОФФМАН играет уголовника по конструкции личности, смотрящий на вещи взглядом человека, решающего, можно ли эти вещи забрать.
Это старый фильм, Хоффман в нем превосходен, он играет по схеме «если надо объяснять, то не надо объяснять».
Он виртуозно передает психологию уголовника, не поддающегося перековке.
Отдельный страшный мир, где сантименты ничто, главное — грабить, если надо, отправить к праотцам.
Если проводить аналогию, то из нашего ближе всего к этому шедевру «КАЛИНА КРАСНАЯ» с харизматичнейшим ШУКШИНЫМ.

КНИГИ.
Я становлюсь все более серьезным и занудным, все чаще слушаю «В ЕЕ ГЛАЗАХ» банды «ЧАЙФ», отсюда — книжный выбор.
Издательство «СОRРUS», БЕНГТ ЯНГФЕЛЬДТ, «ЯЗЫК ЕСТЬ БОГ».
Тонкие, глубокие, многомерные заметки о БРОДСКОМ — человеке, научившем меня стойкости и тому, что нет ничего выше маленького человека, потому что не бывает маленьких людей, есть — ЧЕ-ЛО-ВЕК.

ЭПИЛОГ.ПИАНИССИМО.
Если учесть, в каких обстоятельствах я сейчас живу, вряд ли будет неуместным предположить, что этот обзор — особенный.
Это не обзор, а гимн жизни, триумф содержания над фантиком, необратимое понимание, что надо быть благодарным за все, что имеешь, быть сильным и добрым.
«ЧАЙФ» те же поют: «А в этом месте по-другому не прожить».
Прожить.
Если быть как ОТАРИК.

 

Отар КУШАНАШВИЛИ

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий