Александр Олешко: Я вам не Басков, чтобы корону примерять
Александр Олешко появился на открытии уникальной выставки «Старинный костюм в кино», которая открылась на первой линии ГУМа, и в интервью ProZvezd пожаловался на огромные проблемы, с которыми он сталкивается, снимаясь в кино.
Особенно долго Олешко задержался перед тонким белым платьем с синим шитьем из картины «Пароль не нужен», затем внимательно разглядывал царские шапки, сплошь расшитые самоцветами из фильма «Юность Петра». Эту роскошь в фильме носил актер Алексей Емельянов, исполнивший роль Петра.
– Хотите примерить? – спрашиваю телеведущего.
– Я ж вам не Басков, это он бы здесь уже всё перемерил, особенно корону. Каждому свое.
– Вам приходилось сниматься в исторических костюмах?
– В «Тайнах дворцовых переворотов» Светланы Дружининой, в «Турецком гамбите» Джаника Файзиева. В костюме из другой эпохи сразу чувствуешь себя артистом. Мама мне говорила: «Сыночек, ну зачем ты хочешь стать артистом? Тебе же придется носить старые чужие вещи!» Она была права, мне это как раз очень нравится.
– Кого хотите сыграть в обозримом будущем?
– У меня всегда голод до ролей. Хочу сыграть много разного, и, надеюсь, что у меня все еще впереди. Мечтаю сыграть Кота в сапогах. Если бы был жив Александр Роу, я бы обязательно напросился к нему в какую-нибудь сказку.
На выставке в ГУМе как раз представлены потрясающие костюмы из сказок Александра Роу «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и... медные трубы» и других.
Самый сложный костюм, по словам Александра Олешко, достался ему в фильме «Обитаемый остров» Федора Бондарчука – он был громоздким и неудобным.
– Самая главная проблема для актера – то, что у нас по традиции лето снимают зимой, а зиму – летом, и нужно, чтобы костюм защищал актера, как латы, – признался Олешко.
[caption id="attachment_9632" align="alignnone" width="640"] Перед золоченой формой камергера, в которой Александр Вертинский снимался в фильме «Анна на шее», его тезка Олешко не удержался и сделал селфи.[/caption]
Никита Тарасов в экстазе от корсета
Никита Тарасов недавно вернулся из мужского монастыря, где провел довольно много времени. Дело в том, что большая часть съемок фильма «Монах и бес» Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова проходила именно в стенах древнего монастыря. Никита сыграл в проекте царя Николая Первого и на собственной шкуре столкнулся со всеми прелестями работы в историческом костюме.
– Шесть утра, маленький городок Кириллов, монастырь XVI века. Костюмер командует: «Ну-ка, Никита, выдохни!» и что есть силы затягивает меня в корсет. Так долгое время начиналось мое утро. Но мне это даже нравилось, я наконец понял, зачем гвардейцы и аристократия царской России носили корсеты. Осанка стимулирует к благородным поступкам, помогает уважать себя. Я сам просил затянуть меня туже насколько можно.
– А как же дышать?
– Мне хотелось стопроцентно прямой спины, как у Николая Первого. Организм постепенно приспосабливается. Я даже хотел выкупить этот корсет (он, кстати, был из музея), но когда мне озвучили его стоимость, я поостыл. На эти деньги можно купить годовой абонемент в крутой фитнес-центр и так закачать мышцы спины, что мало не покажется. Все было сшито аутентично той эпохе, даже моя сорочка, которая была под камзолом, хотя зрители ее не увидят. Не было еще в моей жизни проекта, где было бы столько примерок. Я без конца ездил на «Мосфильм» и прямо на мне с величайшей скрупулезностью подгоняли каждый шовчик.
– Утомились?
– Нет, что вы! Для любого актера важно отличать кардиган от сюртука и понимать, что такое штрипки.
– Что такое штрипки?!
– То, что держит штанину внизу брюк, они надеваются на сапоги.
– Вам понадобился серьезный грим для сходства с Николаем Первым?
– Скажу без ложной скромности, я безумно похож на царя Николая Первого. Я пришел на пробы и меня почти сразу же утвердили. Рад, что это случилось в моей жизни. А то ведь я все время играю маньяков, убийц и прочих негодяев.
– А как же ваша роль доктора Бориса в «Битве за Севастополь»?
– Да, мама очень обрадовалась, сказала: «Ну наконец ты сыграл хорошего человека». Но я люблю всех своих персонажей.
Никита познакомил нас с замечательным художником по костюмам Региной Хомской, которая первой много лет назад снимала с него мерки (на фото).
[caption id="attachment_9633" align="alignnone" width="640"] Большая часть съемок фильма «Монах и бес» Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова проходила в стенах древнего монастыря. Никита сыграл в проекте царя Николая Первого и на собственной шкуре столкнулся со всеми прелестями работы в историческом костюме.[/caption]
Дети Анны Банщиковой не узнали маму в роли «бабца»
– Я обожаю все эти пышные платья, накидки, шляпки, я хотела бы жить в том времени, носить все эти костюмы, – призналась Анна Банщикова. – Мне не раз приходилось сниматься в исторических проектах, и каждый раз художники мне говорили, что у меня такой тип внешности, будто я из XVIII–XIX веков. Несовременная. Я играла великую княгиню Марию Федоровну в сериале «Фаворит». В фильме «Жуков» я играла жену маршала Жукова Галину Семенову, и художник по костюмам находила для меня настоящие платья, шляпки, сумочки 1940-х – 1970-х годов. Копаться в этих вещах было одно удовольствие. Люблю стиль «ретро», очень нравится, как одевались в 70-х.
– Какой костюм был самый необычный?
– Недавно на канале «Россия» прошел сериал «Непридуманная жизнь», где я играла директора овощебазы Зою Огородникову – такую характерную бандершу из 60-х, тетку, разбогатевшую на воровстве, которая попадает в тюрьму. Мне делали сумасшедшие прически и облачали в объемную одежду с накладками, чтобы я выглядела эдаким бабцом. В ушах – гигантские серьги с красными рубинами. Я хоть и характерная актриса, но для меня это было необычно. Как-то ко мне на площадку во время перерыва пришли муж с детьми и застали меня в костюме. «Мама, на кого ты похожа?!» – ужаснулись мои дети.
– Такие прически, наверное, сильно портят волосы?
– Нельзя быть актрисой и не портить волосы. Это бред. Скоро на «Первом канале» выйдет фильм «Ищейка» – ремейк успешного одноименного американского сериала. Я как раз эту ищейку и играю. Моя героиня Александра Кушнир – фанатка своего дела настолько, что для расследования полностью влезает в чужие жизни и «шкуры» – мне придется много переодеваться, в том числе и в мужские костюмы, и портить волосы.
[caption id="attachment_9629" align="alignnone" width="1000"] Анна Банщикова[/caption]
Наталья Лесниковская пьет чай с достоинством
Наталья Лесниковская пришла на выставку с сыновьями Егором и Марком. Заглянула перед тем, как отвезти их на занятия по английскому языку.
Наталья тоже питает слабость к историческим костюмам и с трепетом вспоминает, как в 2008 году снималась в сериале «Золото Трои» про раскопки древней Трои Генрихом Шлиманом.
– Я играла Софью Энгастроменос Шлиман, и мне пришлось носить корсет и кринолин, и во всех этих вещах я невольно попадала в другую реальность и эстетику, по-другому ощущала себя в кадре. Затем и вне кадра я перестала сутулиться и даже чай пила с достоинством. Я мечтаю сыграть в одном из костюмов, представленных на выставке, не понимаю, почему они столько лет пролежали на киностудии, их надо снимать и снимать, а не шить новые, – считает Наталья.
[caption id="attachment_9630" align="alignnone" width="640"] Наталья Лесниковская пришла на выставку с сыновьями Егором и Марком.[/caption]
Любови Тихомировой не давали есть целый месяц
Любовь Тихомирова пришла на выставку костюмов в таком эффектном наряде, что ее саму было впору разглядывать.
– Я ношу одежду от моего любимого дизайнера Марка Калашникова. А шляпку я купила в Карловых Варах, там есть маленький магазинчик, где я приобрела три разные шляпы и периодически их выгуливаю, кроме того, использую их в спектаклях, – говорит Любовь.
Самые сложные костюмы были у Любы Тихомировой в юмористическом телепроекте для канала СТС «Нереальные истории», где она сыграла двух персонажей – герцогиню и руководителя космической экспедиции из будущего 3010 года.
– Платье герцогини весило более десяти килограммов плюс корсет со шнуровкой, которую нужно было развязывать около 40 минут, но никто возиться не хотел, и мне пришлось терпеть всю смену – 15 часов – затянутой и без еды. Я могла только пить. Только когда с меня сняли этот исторический «скафандр», я смогла дышать. Но в костюме космонавта тоже оказалось несладко, он тоже был плотно облегающий, из латекса, дышать в нем было трудно. На голове мне городили прическу в несколько килограммов с косами и украшениями, как в «Звездных войнах» – ее делали по полтора часа. В глаза мне вставили темно-синие линзы, из-за которых я все вокруг видела в сумеречных тонах и весь день из-за этого боролась со сном. Это были самые тяжелые съемки в моей жизни и продолжались они целый месяц.
[caption id="attachment_9625" align="alignnone" width="640"] Любовь Тихомирова пришла на выставку костюмов в таком эффектном наряде, что ее саму было впору разглядывать.[/caption]
Анна Чурина не хочет умирать от поломанных ребер
Анна Чурина тоже приоделась для выставки в яркий китайский костюм.
– Анна, вы уже вернулись из Китая со съемок второй части фильма «Вий»?
– Нет, мы туда никак не уедем. Просто муж привез мне этот наряд из Китая в подарок.
В фильме «Вий-2» Анна тоже смогла испытать на себе все прелести ношения исторических нарядов. Она облачалась как в женские платья, так и в мужскую одежду – матроса, офицера.
– Во время обеда я просила расстегнуть корсет, снимала шпаги, ножны, сапоги. Я даже похудела на четыре килограмма из-за тяжести, которую таскала на себе по 14 часов в день. Ведь все наши костюмы сшиты из натуральных тканей – все, как в те времена, вплоть до нижнего белья. Мы сейчас не понимаем и не ценим то, настолько нам сейчас удобно жить, какие классные легкие вещи из качественных материалов мы можем носить.
– Анна, вы первая восстали против корсетов!
– Корсеты хорошо, но какая смертность была в те времена! Сколько девушек умирало от передавливания внутренних органов, от того, что трескалось ребро и протыкало какой-нибудь орган... Не хотела бы я вернуться к подобным традициям. И китовый ус для корсетов сейчас, к счастью, не используют, так как это негуманно по отношению к китам. Теперь косточки для корсетов делают из прочных синтетических материалов.
[caption id="attachment_9636" align="alignnone" width="640"] Корсеты хорошо, но какая смертность была в те времена! Сколько девушек умирало от передавливания внутренних органов, от того, что трескалось ребро и протыкало какой-нибудь орган[/caption]
фото: Катерина Мигулина
СПРАВКА
На этой выставке, посвященной 100-летию киностудии имени Горького, представлены 100 предметов одежды и аксессуаров разных эпох – от середины XIX до конца ХХ века. Все старинные костюмы и головные уборы были задействованы в фильмах.
Один из отделов выставки посвящен работам Элеоноры Маклаковой, единственной из российских художников по костюмам. Она получила в 1986 году премию «Эмми» за фильм «Петр Великий». Еще один удивительный факт – единственный художник по костюмам в мире, который имеет два «Оскара» за свои достижения в кино – Джон Маллой, настоящее имя которого Иван Малов, наш соотечественник, сын эмигранта, историка Евгения Малова. Первого «Оскара» Малов получил за работу в эпопее «Звездные войны». Выставка продлится до 31 октября, вход свободный.